Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Космос»
города Евпатории Республики Крым»

297401, Российская Федерация, Республика Крым,
г.Евпатория, ул.Полтавская д.9
e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Утверждено
на педсовете
протокол №________
от ______________
Заведующий _____________Клещевич Г.Н.

Инновационный проект
на тему:
«Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО»

2016

* * *

Сведения о проекте МБДОУ «Детский сад №1 «Космос».

1. Наименование инновационного проекта образовательной организации.

«Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО».

2. Срок реализации инновационного проекта: 4 года, с 01.09.2016г. по 30.05.2020г.

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта, обоснование его значимости для развития системы образования в Республике Крым.

Цель: Создание программы взаимодействия МБДОУ с учреждениями города Евпатории в качестве социального партнерства, направленной на ознакомление с историей и культурой родного края детей старшего дошкольного возраста; распространение полученных знаний среди населения родного города, как одной из форм вариативной модели организации работы с дошкольниками.

Задачи для работы с детьми дошкольного возраста:

Образовательные:

  • Формировать у детей системные знания об истории и культуре родного края, о знаменитых людях, живших в нем;
  • Осваивать историко-общественные знания об окружающем мире, распределённые во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий города);
  • Формировать культуру общения и поведения в социуме;
  • Учить дошкольников постигать на практике секреты телевизионной технологии и профессию журналиста.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к своей малой Родине;
  • Развивать у детей мышление, воображение, память;
  • Развивать умение строить монологическое высказывание;
  • Развивать дикцию и интонационную выразительность речи дошкольников;
  • Развивать у детей умение легко и непринужденно высказывать свои мысли перед видеокамерой, давать интервью;
  • Развивать артистичность детей;
  • Развивать коммуникабельность дошкольников.

Воспитательные:

  • Воспитывать личность ребенка с высокой внутренней культурой;
  • Воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к своему городу, краю;
  • Воспитывать чувство гордости за историю родного края и интерес к жизни знаменитых соотечественников;
  • Воспитывать творческую личность в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание и умение работать в команде.

Задачи для работы с педагогами

  • Систематизировать, имеющиеся у педагогов знания по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Повысить уровень квалификации педагогов в освоении ИКТ;
  • Уметь отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему;
  • Искать новые формы работы по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края, уметь выбирать из них оптимальные.

Задачи для работы с родителями

  • Познакомить родителей с актуальностью нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе,
  • Искать новые формы взаимодействия с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширять сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
  • создавать условия для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • заинтересовать и привлечь к участию в съемке и обработке видеоматериала;
  • Привлекать родителей к ознакомительным экскурсиям в культурные организации города.
  • Учить правильно, с учетом возрастных особенностей детей давать знания об истории и культуре родного края, о знаменитых людях, живших в нем.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, а именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В связи с определенными изменениями, происходящими и в системе дошкольного образования, появилась необходимость поиска новых форм и методов в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Основной идеей предлагаемого нами инновационного проекта является установление тесных взаимоотношений с учреждениями социальными партнерами города Евпатории: Краеведческим музеем, библиотекой им. А.С. Пушкина, детской школой искусств, эколого-биологическим центром, театром «Золотой ключик», Евпаторийским дельфинарием, памятным местам города. Целью данного сотрудничества станет создание единой программы по знакомству с историей, культурой и знаменитыми людьми города. Данная работа будет направлена не просто на посещение детьми культурных центров города и прослушивание краеведческой информации, но и на реализацию совместных проектов. Для распространения полученной информации намечено создание совместных видеофильмов о разных исторических местах нашего города и района. Репортерами будут выступать воспитанники старших и подготовительных к школе групп. Будут создаваться видео зарисовки глазами детей о культурных и исторических местах города, о знаменитых людях, живших в нем. Из этих видео зарисовок будет формироваться обучающий материал «Интерактивное путешествие по родному городу ».

Значимость предложенного инновационного проекта для развития системы образования города Евпатории:

  • Ознакомительные видеофильмы об истории, культуре и знаменитых людях Евпатории можно будет демонстрировать как детям дошкольных образовательных учреждений города , так и школьникам;
  • Взаимодействие с детской студией Евпаторийского телевидения «Первый шаг» ;
  • Преемственность между поколениями детского сада в написании летописи родного города глазами детей (после того как уйдут в школу дети, участвующие в видеозаписях, придёт новое поколение, чтобы продолжить начатую ими работу).
  • Сохранение в видеоматериалах исторического облика города Евпатории, независимо от изменений, происходящих в нем;
  • Появится дополнительное образование в МБДОУ по ознакомлению дошкольников с профессией журналиста и по освоению секретов телевизионной технологии.

Значимость предложенного инновационного проекта для развития системы образования в Республике Крым:

  • Благодаря реализации данного проекта в социальных сетях, на региональном телевидении, дети учебных заведений будут иметь возможность интерактивно познакомиться с историческими и культурными центрами города Евпатории, получить дополнительную информацию об известных людях: А.С. Пушкин, С.Э. Дуван, И.Л. Сельвинский, В.В. Маяковский, Н.А. Токарев, А.И Галушкин и т.д. Данная информация будет особенно интересна для детей, т.к. она будет преподноситься такими же детьми как и они;
  • Сотрудничество с образовательными учреждениями Республики Крым для обмена информацией по краеведению.

Значимость предложенного инновационного проекта для развития системы образования в Российской Федерации:

  • Реализация данного проекта в социальных сетях позволит детям образовательных учреждений на территории Российской Федерации интерактивно познакомиться с историческими и культурными центрами города Евпатории, как одной из «жемчужин» Крыма и Российской Федерации; получить дополнительную информацию о всемирно известных людях: А.С. Пушкин, С.Э. Дуван, И.Л. Сельвинский, Н.А. Токарев, А.И Галушкин и т.д.
  • Обмен опытом с культурными и образовательными организациями, с педагогами РФ;
  • Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры;
  • Воспитания у детей чувства любви к Отечеству.

4. Ожидаемые результаты и эффекты проекта

В работе с детьми • Программа взаимодействия с учреждениями города Евпатории в качестве социального партнерства, позволит сформировать у детей системные, устойчивые знания об истории и культуре родного города;
• У детей появится познавательная мотивация, т.к. их привлекают современные ИКТ, а также участие в съемке видеофильмов;
• В МБДОУ появится оборудование для реализации данного проекта, в связи с чем, наметятся новые проекты;
• В разделе дополнительное образование в МБДОУ появятся дополнительные кружки, где дети будут постигать азы профессии журналиста и раскрывать секреты телевизионной технологии;
• В МБДОУ появится традиция передачи летописи родного города подрастающему поколению (дети, уходящие в школу, будут передавать некий символ детям подготовительной группы) .
В работе с педагогами • Повысится уровень квалификации и профессионализма;
• Педагоги будут находиться в постоянном поиске новых форм реализации проекта;
• Освоят новые ИКТ;
• Будут распространять опыт работы на уровне муниципального, регионального и всероссийского масштаба;
• Будет налажено взаимодействие не только с культурными организациями города, но и со студией детского телевидения «Первый шаг»;
• Получат возможность в социальных сетях взаимодействовать с педагогами страны.
В работе с родителями • Повысится интерес к воспитательно-образовательному процессу в МБДОУ;
• Родители, понимая важность данного раздела в воспитательной работе МБДОУ, будут вместе с детьми приобщаться к культурно-историческим ценностям и героическому прошлому города Евпатории;
• Многим родителям захочется видеть своего ребенка в роли корреспондента на телевидении, поэтому они будут прикладывать дополнительные усилия для развития речи своего ребенка и развития ораторских навыков.

5. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.

критерии Показатели результативности
Критерии оценки знаний детей об истории и культуре родного города и знаменитых людях, живших в нем. ниже среднего - Дети не имеют четких представлений об истории родного города, знаменитых людях, живших в нем;
· средний - Дети справляются с заданием при помощи наводящих вопросов рассказывают об истории родного города, знаменитых людях, живших в нем;
· высокий - Дети имеют представление об истории родного города, знаменитых людях, живших в нем; могут построить монологическое высказывание.
Критерии оценки востребованности видеофильмов «Город Евпатория глазами детей». • В образовательных учреждениях города - количество заявок на предоставление видеоматериала;
• В социальных сетях – количество просмотров и анализ отзывов;
• Выпуск детской программы на телевидении города;
Критерии работы кружка • Посещение детьми кружка дополнительного образования - количество посещающих;
• Результаты работы кружка – мониторинг дикции, интонационной выразительности речи, артистичности и коммуникабельности детей.

6. Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу

содержание и методы деятельности прогнозируемые результаты
Подготовительно-информационный этап
Создание творческой группы по инновационному проекту Создание команды единомышленников. Повышение профессионального мастерства.
Выявление некомпетентности по вопросам инновационного проекта. Создание условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами. Обнаружение некомпетентности и формирование готовности к ее устранению, открытие способов ее осознания.
Подготовка и повышение квалификации кадров. Повышение квалификации педагогов по темам: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
«Современные ТСО»;
«Овладение телевизионными технологиями и журналистскими навыками»;
«Овладение искусством слова».
Сбор краеведческого информационного материала Пополнение библиотеки, видеотеки материалом краеведческого содержания
Разработка программы взаимодействия МБДОУ с организациями города Программа взаимодействия МБДОУ с учреждениями города в виде социального партнерства
Подбор критериев и первичного мониторинга для констатирующей части проекта, анализ полученных данных Сбор диагностического материала по инновационной деятельности
Разработка мониторинга качества инновационного проекта Карты контроля;
Опросники;
Анкеты.
Подготовительно-документальный этап
Разработка и корректировка локальных актов по организации инновационного проекта Положение о создании Творческой группы по теме инновационного проекта;
Корректировка образовательной программы МБДОУ;
Создание программы кружка по теме инновационного проекта; Программа кружка
Планирование совместной работы по теме инновационного проекта с культурными организациями города План совместной работы с культурными центрами города
Разработка рекомендаций по теме инновационного проекта Создание информационного, дидактического, методического сопровождения инновации.
Функционирование инновационного проекта
Продолжение взаимодействия с культурными организациями города уже в инновационном режиме Создание новых совместных проектов с культурными организациями города
Реализация программы взаимодействия с культурными организациями города Глубокие и системные знания детей об истории родного края и знаменитых людях; распространение опыта работы.
Разработка и отбор критериев эффективности работы МБДОУ по теме инновационного проекта Диагностические карты; анкеты; опросники.
Проведение мониторинга на каждом этапе инновационного проекта с целью оказания помощи в организации и коррекции дальнейшего решения поставленных целей и задач проектной деятельности в работе с детьми, педагогами, родителями, с культурными организациями Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта
Включение инновации в работу МБДОУ и совместную деятельность с культурными организациями города Повышение уровня квалификации педагогов по теме проекта; нахождение новых форм реализации проекта; активное сотрудничество с культурными организациями города
Организация компонента работы МБДОУ - кружок по работе над дикцией и интонационной выразительностью речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста. Повышение уровня развития дикции и интонационной выразительности речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста.
Создание работы видеостудии. Обработка рабочего материала Оснащение видеостудии профессиональным оборудованием; создание видеоматериалов о городе глазами детей
Создание детской телепередачи по теме инновационного проекта Взаимодействие со студией детского телевидения «Первый шаг»
Проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий проекта. Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта
Обобщающий этап
Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами Карты диагностического обследования; анализ результатов работы инновационного проекта
Подготовка материалов для публикации на сайте учреждения и муниципальной газеты Статьи на сайте учреждения и муниципальной газеты
Подготовка материала к выпуску в детской телепередаче Детская телепередача на муниципальном телеканале
Издание методических пособий по теме проекта Методические рекомендации по организации взаимодействия с культурными организациями города; распространение опыта работы
Распространение опыта работы инновационного проекта на федеральном, региональном и городском уровнях
Распространение опыта работы инновационного проекта в образовательных учреждениях города Евпатории, в социальных сетях, на телевидении
Обмен опытом работы с образовательными и культурными организациями РФ Налаживание контактов с образовательными и культурными организациями РФ
Проведение вебинаров Проведение онлайн-семинаров, онлайн-встреч и презентаций.

Необходимые условия организации работ:

Создание необходимой материальной базы.

Необходимо повышение квалификации педагогов по овладению современными техническими средствами обучения, а также обучить педагогов умению заниматься видеосъемкой, обработкой видеоматериала, работать с программами профессионального монтажа AdobePremiere, Sony Vegas, Avid Liguid, PinacleStudio 12.

Пополнить и обновить библиотеку современной литературой по нравственно-патриотическому воспитанию детей, специальной литературой по пользованию современными ИКТ.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов: Создание алгоритма реализации программы взаимодействия с культурными организациями города обеспечение его реализации на основе четкой расстановки сил, определение ответственных и сроков исполнения. Проверять соответствие получаемого результата поставленным целям, предупреждать появление причин и факторов риска. Проведение своевременной коррекции и регуляции хода проектной деятельности на основе полученных данных; сбор, обработка и интеграция данных; организация рефлексивной деятельности участников проекта.

Разработка анкет, опросников, критериев оценки уровня развития инновационного проекта в МБДОУ. Диагностика качества деятельности МБДОУ по теме инновационного проекта.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта:

  1. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Лебеди в Крыму. Апрелина О. А.
  3. С чего начинается Родина. Под ред. Л.А. Кондрыкинской
  4. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ под общей ред. Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.;
  5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. – М., 2012.
  6. «Что такое музей?», методическая разработка занятий по музейной педагогике для учащихся младшего дошкольного возраста. Т.А. Бодягина.
  7. Кудрявцева Т.А. Я живу в России!: Кн. Для семейного чтения/ Т.А. Кудрявцева.- М.: Просвещение; СПб.: СпецЛит. 2013.;
  8. Легенды, были и сказки о Крыме для детей. Е.Белоусов.- изд.ОЗОН. 2008;
  9. Митридат . Его именем названа Евпатория. Белоусов Е.В., Крымиздат. 2014;
  10. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. изд. «Учитель» , 2015 ;
  11. «Сказки о Крымской земле» Белоусов Е.В., изд. Крымиздат. 2015;
  12. Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб.: Детство-Пресс, 2010;
  13. Вишневская В.Н. «Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»-М.: Аркти, 2014
  14. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  15. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012.
  16. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  17. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  18. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  19. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  20. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  21. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  22. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2015 №10, с.10-19.
  23. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  24. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  25. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  26. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2014.

7. Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и ожидаемых результатов (заполняется в виде таблицы 1).

Таблица 1
Календарный план реализации инновационного проекта

№ п/п Этап проекта Мероприятие проекта Сроки или период (в мес.) Ожидаемые результаты
1 Подготовительно-информационный этап Создание творческой группы по реализации инновационного проекта Сентябрь 2016г. Вхождение группы педагогов в проблему инновационного проекта
Выявление проблем и поиск путей решения, реализации проекта Сентябрь 2016г. Создание условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами
Подготовка и повышение квалификации кадров Декабрь 2016г.- март 2018г Повышение квалификации педагогов, рост профессионального мастерства
Сбор краеведческого информационного материала ежегодно Пополнение библиотеки, видеотеки материалом краеведческого содержания
Разработка программы взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами Октябрь –ноябрь 2016г. Программа взаимодействия МБДОУ с культурными учреждениями города
Подбор критериев и первичного мониторинга для констатирующей части проекта, анализ полученных данных Октябрь 2016г. Сбор диагностического материала по инновационной деятельности
Разработка мониторинга качества инновационного проекта Декабрь 2016г Карты контроля;
Опросники;
анкеты
Подготовительно-документальный этап Разработка и корректировка локальных актов по организации инновационного проекта Сентябрь 2016г. Положение о создании Творческой группы по теме инновационного проекта;
Корректировка образовательной программы МБДОУ;
Создание программы кружка по теме инновационного проекта; Февраль
2017г.
Программа кружка
Планирование совместной работы по теме инновационного проекта с культурными организациями города Октябрь- ноябрь 2016г. План совместной работы с культурными центрами города
Разработка рекомендаций по теме инновационного проекта Март 2017г.- март 2019г Создание информационного, дидактического, методического сопровождения инновации.
Функционирование инновационного проекта Продолжение взаимодействия с культурными организациями города уже в инновационном режиме С марта 2017г. Создание новых совместных проектов с культурными организациями города
Реализация программы взаимодействия с культурными организациями города С апреля 2017г. Глубокие и системные знания детей об истории родного края и знаменитых людях; распространение опыта работы.
Разработка и отбор критериев эффективности работы МБДОУ по теме инновационного проекта Ноябрь 2016. Диагностические карты; анкеты; опросники.
Проведение мониторинга на каждом этапе инновационного проекта с целью оказания помощи в организации и коррекции дальнейшего решения поставленных целей и задач проектной деятельности в работе с детьми, педагогами, родителями, с культурными организациями Октябрь, апрель 2016-2019 Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта
Включение инновации в работу МБДОУ и совместную деятельность с культурными организациями города Октябрь 2016г. Повышение уровня квалификации педагогов по теме проекта; нахождение новых форм реализации проекта; активное сотрудничество с культурными организациями города
Организация компонента работы МБДОУ - кружок по работе над дикцией и интонационной выразительностью речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста. Октябрь 2017г. Повышение уровня развития дикции и интонационной выразительности речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста.
Создание работы видеостудии. Обработка рабочего материала Март 2018г. Оснащение видеостудии профессиональным оборудованием; создание видеоматериалов о городе Евпатория глазами детей
Создание детской телепередачи по теме инновационного проекта Ноябрь 2018г. Взаимодействие со студией детского телевидения «Первый шаг»
Проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий проекта. Октябрь, апрель
2016-2020
Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта
Обобщающий этап Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами Апрель 2019г. Карты диагностического обследования; анализ результатов работы инновационного проекта
Подготовка материалов для публикации на сайте Январь 2019г. Статьи в детском разделе на сайте
Подготовка материала к выпуску в детской телепередачи Декабрь 2019г. Детская телепередача на телеканале «Поиск»
Издание методических пособий по теме проекта Март 2019. Методические рекомендации по организации взаимодействия с культурными организациями города; распространение опыта работы
Распространение опыта работы инновационного проекта на федеральном, региональном и городском уровнях Распространение опыта работы инновационного проекта в образовательных учреждениях города Евпатории, в социальных сетях, на телевидении . С сентября 2019г. Распространение опыта работы инновационного проекта в образовательных учреждениях города Евпатории, в социальных сетях, на телевидении .
Обмен опытом работы с образовательными и культурными организациями РФ С сентября 2019г. Налаживание контактов с образовательными и культурными организациями РФ
Проведение вебинаров С сентября 2019г. Проведение онлайн-семинаров, онлайн-встреч и онлайн-презентаций.

8. Ресурсное обеспечение инновационного проекта:

8.1. Кадровое обеспечение проекта.

Таблица 2
Кадровое обеспечение проекта


п/п
Ф.И.О. сотрудника образовательной организации Должность Образование , ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации Функционал специалиста образовательной организации
в проекте организации-заявителя
1 Нищакова Елена Нафанаиловна Заместитель
по воспитательной работе
Высшее, Крымский Государственный гуманитарный институт 2001 Руководитель творческой группы, координатор работы РИП
2 Гриценко Ирина Анатольевна Старший воспитатель Высшее, Крымский Государственный Гуманитарный Университет 2007 Видео оператор; монтажер видеофильмов; контроль реализации проекта
3 Джемилева Эльзара Джаферовна Музыкальный руководитель Высшее, Ташкентский гос.пединститут им.Низами,1993 Работа с детьми;
музыкальное оформление
4 Гурина
Яна Анатольевна
Педагог-психолог Высшее, Мелитопольский Государственный педагогический Университет 2004 Работа с детьми;
редактор
5 Чернуха
Оксана
Анатольевна
Воспитатель Высшее , Крымский Государственный инженерно-педагогический институт 2006 Работа с детьми;
6 Зоткина
Оксана Константиновна
Воспитатель Высшее, Крымский инженерно-педагогический университет 2013 Работа с детьми;
7 Велиляева
Зера Абдулкадыровна
Воспитатель Высшее, Евпато-рийский педагоги-ческий факультет Республиканского высшего учебного заведения "Крымский гуманитарный университет" 2006 Работа с детьми;
монтажер видеофильмов
8 Аристова Светлана Леонидовна Воспитатель Высшее , Крымский Государственый гуманитарный институт 2001 Работа с детьми Руководитель кружка
9 Климова
Галина Сергеевна
Воспитатель среднее специальное , Евпаторийское пед.училище 1995 Работа с детьми;
10 Медведева Елена
Сергеевна
Педагог ДПО Высшее, Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского 2005г Работа с детьми; декоратор
11 Кетова
Елена Станиславовна
Воспитатель Высшее, Крымский Государственный Гуманитарный Университет 2007 Работа с детьми;
12 Абрикосов Владимир
Сергеевич
Воспитатель Высшее , Евпато-рийский педагогический факультет Республи-канского высшего учебного заведения "Крымский гуманитарный университет" 2013 Видео оператор; монтажер видеофильмов

8.2. Нормативное обеспечение инновационного проекта организации

Таблица 3
Нормативное правовое обеспечение проекта


п/п
Наименование нормативного правового акта
(прилагается в электронном виде к заявке)
Основные положения
1. Устав образовательного учреждения
утвержден Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым
от 21.07.2015г № 643-п
Нормативный документ, в котором прописаны: общие положения; цели, задачи образовательного учреждения; организация деятельности и комплектование детьми образовательного учреждения; образовательный процесс в образовательном учреждении; участники образовательного процесса, их права и обязанности; порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности; порядок управления образовательным учреждением; информация о деятельности образовательного учреждения; реорганизация, ликвидация бюджетного учреждения; международная деятельность; порядок принятия устава, внесения изменений и дополнений к уставу; регламентация деятельности.
2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
Серия 82Л01 №0000058
Право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программам
3. Положение о Творческой группе педагогов
Утверждено заведующим МБДОУ №1 «Космос» Клещевич Г.Н.
Приказ №117 /01-04 от 08.12.2015г.
В Положении прописаны: общие положения; основные задачи творческой группы; функции творческой группы; состав и организация деятельности творческой группы.
4. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования МБДОУ
Утверждено заведующим МБДОУ №1 «Космос» Клещевич Г.Н. Приказ №115/01-04 от 08.12.2015г.
В Положении прописаны : Общие положения; основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования; организация и функциональная структура системы оценки качества образования; реализация внутреннего мониторинга качества образования.
5.

8.3. Финансовое обеспечение инновационного проекта

Таблица 4
Финансовое обеспечение инновационного проекта

Направления Год Источники финансирования Объемы финансирования
(тыс. рублей)
1 Приобретение оборудования 2016 - 2018 Муниципальный бюджет 60000
2 Курсовая подготовка педагогов 2017-2019 Региональный бюджет 60000

9. Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации

Таблица 5
Основные риски проекта


п/п
Основные риски инновационного проекта Пути их минимизации
1 Некомпетентность педагогов в вопросах качественной видеосъемки и обработки видеоматериала. Повышение квалификации педагогов, уже имеющих навык съемки и работы с программами по созданию видеофильмов
2 Возможен отказ студии детского телевидения «Первый шаг» в сотрудничестве Создание личного сайта дошкольного учреждения и распространение видеоматериала на интернет ресурсах

10. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику .

  • Проведение вебинаров /онлайн-семинаров, онлайн-встреч и презентаций/ для педагогов города и республики;
  • Распространение опыта работы на семинарах-практикумах, конференциях, мастер-классах для педагогов города;
  • Издание методических пособий;
  • Проведение открытых мероприятий по теме проекта;
  • Распространение созданных видеофильмов в учебных учреждениях города;
  • Распространение видеоматериала через средства массовой информации (студия детского телевидения «Первый шаг»);
  • Взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями РФ, обмен опытом и видеоматериалом.

11. Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.

  • Сохранение в видеоматериалах исторического облика города Евпатории, независимо от изменений, происходящих в нем;
  • Преемственность между поколениями детского сада в написании летописи родного города глазами детей (после того как уйдут в школу дети, участвующие в видеозаписях, придёт новое поколение, чтобы продолжить начатую ими работу).
  • Педагоги повысят свою квалификацию и профессионализм, смогут качественно и профессионально создавать видеофильмы для подготовки и участия в разнообразных мероприятиях различного уровня;
  • Будет продолжена работа по Программе взаимодействия МБДОУ с культурными учреждениями города, при реализации которой, у детей будут формироваться системные знания об истории и культуре родного края, о знаменитых людях, живших в нем;
  • Отснятые видеоматериалы будут использоваться как обучающий материал с целью интерактивного знакомства с улицами и достопримечательностями родного края.
  1. Тематическое планирование

II младшая группа (3–4 года)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)
Октябрь Беседа «Моя семья» Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» Проект (рисование) «Портрет семьи» Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»
Ноябрь Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). Беседа «Хорошо у нас в саду» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Декабрь Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели.
Январь Проект «Мой родной город». Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
Февраль «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. Проект (рисование) «Мы покормим птичек». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным?»
Март «Я и моя мама». Проект (рисование) «Для мамы цветочки я нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «помоги растению».
Апрель «Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».
Май Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». Беседа «Наш город».
Июнь Природоохраня-емая акция «Посади цветок» Экскурсия в школьный музей
«Наша гордость»
Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»
Июль Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». «Друзья наши меньшие» – знакомство с животными крымских лесов. Беседа «Евпатория– моя родина».
Август Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». Рассматривание фотоальбома «Город Евпатория» здания и памятники города. «Наша дружная семья».

Средняя группа (4–5 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Акция «Сохраним цветок» «В нашем детском саду» Труд взрослых.
Октябрь Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. Прохождение экологической тропы – природа
детского сада
«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. Проект «Мой родной город».
Ноябрь Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».
Декабрь Проект (рисование) «Построим большой дом». Беседа «Мое здоровье». Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.
Январь Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». Проект «Дружат дети на планете». Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. Досуг «Рота, подъем!»
Февраль «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Крымских лесах. Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».
Март «Наша мама лучше всех». «Город. Транспорт. пешеход». «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) Развлечение «Быть здоровыми хотим».
Апрель «Мой город», рассматривание альбома о родном городе . «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. Знакомство детей с флагом России и Крыма.
Май Экскурсия по праздничным улицам города. Рассказ воспитателя «О Дне Победы». Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. Целевая прогулка к мемориалу «Красная горка» посвященной Великой Отечественной Войне.
Июнь Акция «Озелени участок» Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.
Июль Экскурсия в музей
«Русские промыслы»
Проект (рисования) «Мой детский сад». Досуг «Преодоление препятствий». Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города».
Август Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». «Мой Крым гостеприимный». Беседа о ценности и значимости Крыма для всей России.

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Экскурсия в школу. Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края).
Октябрь Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О героических профессиях». Рассматривание карты России, карты Крыма (местоположение г. Евпатории).
Ноябрь Беседа «Чем славится наш город» (на основе наглядного материала). Экскурсия к строительству нового дома. «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.
Декабрь «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» .
Январь Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) Изготовление с детьми и родителями семенного герба «Что означают наши имена» Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».
Февраль Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества.
Март Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта . Евпатория –город 25 веков.
Природоохраняемая акция «Берегите птиц».
Город – Керкинитида
(что сохранилось с тех времен)
Экскурсия в краеведческий музей.
Апрель Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». Экскурсия к Вечному огню. Беседа об освобождении города от немецко-фашистских захватчиках. «Кем работают наши родители». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу на трамвайчике».
Май Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Макарова. «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда народов Крыма». Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Июнь «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.
Июль Беседа «Обитатели Черного моря». Сбор гербария. Выставка «Народные умельцы».
(работы наших умельцев)
Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с Крымским заповедником, с животными, занесенными в Красную книгу.
Август Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги Крыма. «Символика города». «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Подготовительная группа (6–7 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Конкурс рисунков «Нет терроризму» (памяти жертв Беслана) Родные просторы (виртуальное путешествие по Крыму) «Край, в котором мы живем». Проект «Наше дерево».
Октябрь «Как можно стать юным экологом». Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника. Съемка видеофильма «Осень в Евпатории» Экскурсия по близлежащим улицам города. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.
Ноябрь Проект «Символика России и Крыма» (изобразительная и музыкальная деятельность). «Гезлев – город крепость» Экскурсия «Гезлевские ворота» «Мама, Эни, Ана, Мамо» праздник посвященный Дню матери.
Декабрь «Где живет перо Жар-птицы»
(знакомство детей с хохломской росписью»
Экскурсия в музейную комнату школы №15 (преемственность). Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». Творческая гостиная для детей и родителей «Новый год у разных народов».
Январь Спортивное развлечение «Доставь пакет», «Ориентировка по карте». Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Экскурсия в детский театр «Золотой ключик»
(старинная часть города)
Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города.
Февраль Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». Открытие музея в д/с «Мой папа был солдатом» Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части. Праздник– День Защитника Отечества.
Март Праздник «Наши мамы». «Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Крымский климат» (климатические особенности). «Гжель прекрасная» знакомство с гжельским художественным промыслом.
Апрель Рассказ педагога о Героях Советского Союза: генерал Н.А.Токарев, маршал Соколов «Евпатория в период С.Э.Дувана». Проект «Путешествие в Природоград» совместно с СЮН. Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить».
Май Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ. Рассказ педагога о горах Крыма. Экскурсия в евпаторийский дельфинарий. «Этот город самый лучший город на земле» (флешмоб)
Июнь День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Беседа
«Красная книга Евпатории. Растения эндемики».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Игра – фестиваль «Загадки Лешего».
Июль Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Досуг «Зарница». Беседа «Зачем людям нужна вода?» Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».
Август Морские обитатели Черного моря. Праздники крымских татар (традиции, игры, обряды). Досуг «Наши друзья деревья».
Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.
Государственная символика
(День флага).
Праздник «Мы дети твои, Россия»

VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Взаимодействие с родителями

№ п\п Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 Проведение родительского всеобуча. По плану ДОУ Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель
2 Выставка цветов и композиций посвященных Дню дошкольного работника. Сентябрь Воспитатели, родители, методист
3 Развлечение для родителей «Загадки осени». Октябрь Воспитатели, муз.руководитель
4 Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». Ноябрь Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели
5 Круглый стол, посвященный Дню матери. Ноябрь Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, психолог
6 День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Декабрь Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели
7 Оформление стенда «Древо своей семьи». Январь Родители, воспитатели
8 Конкурс плакатов «Защитники Отечества». Февраль Воспитатели, родители, муз.руководитель
9 Досуг «Мой папа – самый , самый». Февраль Физинструктор, родители
10 Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». По плану ДОУ Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители
11 Организация совместных занятий детей и родителей. Март Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели
12 Праздничный концерт , посвященный Дню космонавтики для сотрудников Евпаторийского ЦДКС Апрель Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели, муз.руководитель
13 Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». Май Родители, воспитатели
14 День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». Июнь Родители, воспитатели
15 Экологический форум «Съезд юных экологов». Июль Родители, воспитатели, методист
16 Праздник «Мы дети твои, Россия» Август Родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения города, Республики Крым, их символика).
  • Занятия о географическом расположении , климате родного города , о его уникальности.
  • Занятия о растительном и животном мире Крыма.
  • Занятия ,посвященные изучению истории родного города в разные периоды от Керкинитиды до Евпатории.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, народу проживающему на территории полуострова Крым. Для этого проводятся:
  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в краеведческий музей города;
  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвига солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Экскурсия к мемориалу «Красная горка» ..

3. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд бытовой в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Диагностическое обследование (начало, конец учебного года).

  1. Материально-техническое сопровождение
  • Дидактические и наглядные пособия;
  • Современные средства ТСО;
  • Методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • Художественная литература;
  • Видео – пособие «Заповедники Крыма»;
  • аудиозаписи с песнями военных лет;
  • Символика России, Крыма и Евпатории.

Используемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2015 №10, с.10-19.
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2014.