Инновационный проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Космос»
города Евпатории Республики Крым»
297401, Российская Федерация, Республика Крым,
г.Евпатория, ул.Полтавская д.9
e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Утверждено
на педсовете
протокол №________
от ______________
Заведующий _____________Клещевич Г.Н.
Инновационный проект
на тему: «Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО»
2016
* * *
Сведения о проекте МБДОУ «Детский сад №1 «Космос».
1. Наименование инновационного проекта образовательной организации.
«Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО».
2. Срок реализации инновационного проекта: 4 года, с 01.09.2016г. по 30.05.2020г.
Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта, обоснование его значимости для развития системы образования в Республике Крым.
Цель: Создание программы взаимодействия МБДОУ с учреждениями города Евпатории в качестве социального партнерства, направленной на ознакомление с историей и культурой родного края детей старшего дошкольного возраста; распространение полученных знаний среди населения родного города, как одной из форм вариативной модели организации работы с дошкольниками.
Задачи для работы с детьми дошкольного возраста:
Образовательные:
- Формировать у детей системные знания об истории и культуре родного края, о знаменитых людях, живших в нем;
- Осваивать историко-общественные знания об окружающем мире, распределённые во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий города);
- Формировать культуру общения и поведения в социуме;
- Учить дошкольников постигать на практике секреты телевизионной технологии и профессию журналиста.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к своей малой Родине;
- Развивать у детей мышление, воображение, память;
- Развивать умение строить монологическое высказывание;
- Развивать дикцию и интонационную выразительность речи дошкольников;
- Развивать у детей умение легко и непринужденно высказывать свои мысли перед видеокамерой, давать интервью;
- Развивать артистичность детей;
- Развивать коммуникабельность дошкольников.
Воспитательные:
- Воспитывать личность ребенка с высокой внутренней культурой;
- Воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к своему городу, краю;
- Воспитывать чувство гордости за историю родного края и интерес к жизни знаменитых соотечественников;
- Воспитывать творческую личность в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание и умение работать в команде.
Задачи для работы с педагогами
- Систематизировать, имеющиеся у педагогов знания по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- Повысить уровень квалификации педагогов в освоении ИКТ;
- Уметь отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему;
- Искать новые формы работы по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края, уметь выбирать из них оптимальные.
Задачи для работы с родителями
- Познакомить родителей с актуальностью нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе,
- Искать новые формы взаимодействия с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширять сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
- создавать условия для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- заинтересовать и привлечь к участию в съемке и обработке видеоматериала;
- Привлекать родителей к ознакомительным экскурсиям в культурные организации города.
- Учить правильно, с учетом возрастных особенностей детей давать знания об истории и культуре родного края, о знаменитых людях, живших в нем.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, а именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В связи с определенными изменениями, происходящими и в системе дошкольного образования, появилась необходимость поиска новых форм и методов в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Основной идеей предлагаемого нами инновационного проекта является установление тесных взаимоотношений с учреждениями социальными партнерами города Евпатории: Краеведческим музеем, библиотекой им. А.С. Пушкина, детской школой искусств, эколого-биологическим центром, театром «Золотой ключик», Евпаторийским дельфинарием, памятным местам города. Целью данного сотрудничества станет создание единой программы по знакомству с историей, культурой и знаменитыми людьми города. Данная работа будет направлена не просто на посещение детьми культурных центров города и прослушивание краеведческой информации, но и на реализацию совместных проектов. Для распространения полученной информации намечено создание совместных видеофильмов о разных исторических местах нашего города и района. Репортерами будут выступать воспитанники старших и подготовительных к школе групп. Будут создаваться видео зарисовки глазами детей о культурных и исторических местах города, о знаменитых людях, живших в нем. Из этих видео зарисовок будет формироваться обучающий материал «Интерактивное путешествие по родному городу ».
Значимость предложенного инновационного проекта для развития системы образования города Евпатории:
- Ознакомительные видеофильмы об истории, культуре и знаменитых людях Евпатории можно будет демонстрировать как детям дошкольных образовательных учреждений города , так и школьникам;
- Взаимодействие с детской студией Евпаторийского телевидения «Первый шаг» ;
- Преемственность между поколениями детского сада в написании летописи родного города глазами детей (после того как уйдут в школу дети, участвующие в видеозаписях, придёт новое поколение, чтобы продолжить начатую ими работу).
- Сохранение в видеоматериалах исторического облика города Евпатории, независимо от изменений, происходящих в нем;
- Появится дополнительное образование в МБДОУ по ознакомлению дошкольников с профессией журналиста и по освоению секретов телевизионной технологии.
Значимость предложенного инновационного проекта для развития системы образования в Республике Крым:
- Благодаря реализации данного проекта в социальных сетях, на региональном телевидении, дети учебных заведений будут иметь возможность интерактивно познакомиться с историческими и культурными центрами города Евпатории, получить дополнительную информацию об известных людях: А.С. Пушкин, С.Э. Дуван, И.Л. Сельвинский, В.В. Маяковский, Н.А. Токарев, А.И Галушкин и т.д. Данная информация будет особенно интересна для детей, т.к. она будет преподноситься такими же детьми как и они;
- Сотрудничество с образовательными учреждениями Республики Крым для обмена информацией по краеведению.
Значимость предложенного инновационного проекта для развития системы образования в Российской Федерации:
- Реализация данного проекта в социальных сетях позволит детям образовательных учреждений на территории Российской Федерации интерактивно познакомиться с историческими и культурными центрами города Евпатории, как одной из «жемчужин» Крыма и Российской Федерации; получить дополнительную информацию о всемирно известных людях: А.С. Пушкин, С.Э. Дуван, И.Л. Сельвинский, Н.А. Токарев, А.И Галушкин и т.д.
- Обмен опытом с культурными и образовательными организациями, с педагогами РФ;
- Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры;
- Воспитания у детей чувства любви к Отечеству.
4. Ожидаемые результаты и эффекты проекта
В работе с детьми | • Программа взаимодействия с учреждениями города Евпатории в качестве социального партнерства, позволит сформировать у детей системные, устойчивые знания об истории и культуре родного города; • У детей появится познавательная мотивация, т.к. их привлекают современные ИКТ, а также участие в съемке видеофильмов; • В МБДОУ появится оборудование для реализации данного проекта, в связи с чем, наметятся новые проекты; • В разделе дополнительное образование в МБДОУ появятся дополнительные кружки, где дети будут постигать азы профессии журналиста и раскрывать секреты телевизионной технологии; • В МБДОУ появится традиция передачи летописи родного города подрастающему поколению (дети, уходящие в школу, будут передавать некий символ детям подготовительной группы) . |
В работе с педагогами | • Повысится уровень квалификации и профессионализма; • Педагоги будут находиться в постоянном поиске новых форм реализации проекта; • Освоят новые ИКТ; • Будут распространять опыт работы на уровне муниципального, регионального и всероссийского масштаба; • Будет налажено взаимодействие не только с культурными организациями города, но и со студией детского телевидения «Первый шаг»; • Получат возможность в социальных сетях взаимодействовать с педагогами страны. |
В работе с родителями | • Повысится интерес к воспитательно-образовательному процессу в МБДОУ; • Родители, понимая важность данного раздела в воспитательной работе МБДОУ, будут вместе с детьми приобщаться к культурно-историческим ценностям и героическому прошлому города Евпатории; • Многим родителям захочется видеть своего ребенка в роли корреспондента на телевидении, поэтому они будут прикладывать дополнительные усилия для развития речи своего ребенка и развития ораторских навыков. |
5. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
критерии | Показатели результативности |
Критерии оценки знаний детей об истории и культуре родного города и знаменитых людях, живших в нем. | ниже среднего - Дети не имеют четких представлений об истории родного города, знаменитых людях, живших в нем; · средний - Дети справляются с заданием при помощи наводящих вопросов рассказывают об истории родного города, знаменитых людях, живших в нем; · высокий - Дети имеют представление об истории родного города, знаменитых людях, живших в нем; могут построить монологическое высказывание. |
Критерии оценки востребованности видеофильмов «Город Евпатория глазами детей». | • В образовательных учреждениях города - количество заявок на предоставление видеоматериала; • В социальных сетях – количество просмотров и анализ отзывов; • Выпуск детской программы на телевидении города; |
Критерии работы кружка | • Посещение детьми кружка дополнительного образования - количество посещающих; • Результаты работы кружка – мониторинг дикции, интонационной выразительности речи, артистичности и коммуникабельности детей. |
6. Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу
содержание и методы деятельности | прогнозируемые результаты |
Подготовительно-информационный этап | |
Создание творческой группы по инновационному проекту | Создание команды единомышленников. Повышение профессионального мастерства. |
Выявление некомпетентности по вопросам инновационного проекта. Создание условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами. | Обнаружение некомпетентности и формирование готовности к ее устранению, открытие способов ее осознания. |
Подготовка и повышение квалификации кадров. | Повышение квалификации педагогов по темам: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»; «Современные ТСО»; «Овладение телевизионными технологиями и журналистскими навыками»; «Овладение искусством слова». |
Сбор краеведческого информационного материала | Пополнение библиотеки, видеотеки материалом краеведческого содержания |
Разработка программы взаимодействия МБДОУ с организациями города | Программа взаимодействия МБДОУ с учреждениями города в виде социального партнерства |
Подбор критериев и первичного мониторинга для констатирующей части проекта, анализ полученных данных | Сбор диагностического материала по инновационной деятельности |
Разработка мониторинга качества инновационного проекта | Карты контроля; Опросники; Анкеты. |
Подготовительно-документальный этап | |
Разработка и корректировка локальных актов по организации инновационного проекта | Положение о создании Творческой группы по теме инновационного проекта; Корректировка образовательной программы МБДОУ; |
Создание программы кружка по теме инновационного проекта; | Программа кружка |
Планирование совместной работы по теме инновационного проекта с культурными организациями города | План совместной работы с культурными центрами города |
Разработка рекомендаций по теме инновационного проекта | Создание информационного, дидактического, методического сопровождения инновации. |
Функционирование инновационного проекта | |
Продолжение взаимодействия с культурными организациями города уже в инновационном режиме | Создание новых совместных проектов с культурными организациями города |
Реализация программы взаимодействия с культурными организациями города | Глубокие и системные знания детей об истории родного края и знаменитых людях; распространение опыта работы. |
Разработка и отбор критериев эффективности работы МБДОУ по теме инновационного проекта | Диагностические карты; анкеты; опросники. |
Проведение мониторинга на каждом этапе инновационного проекта с целью оказания помощи в организации и коррекции дальнейшего решения поставленных целей и задач проектной деятельности в работе с детьми, педагогами, родителями, с культурными организациями | Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта |
Включение инновации в работу МБДОУ и совместную деятельность с культурными организациями города | Повышение уровня квалификации педагогов по теме проекта; нахождение новых форм реализации проекта; активное сотрудничество с культурными организациями города |
Организация компонента работы МБДОУ - кружок по работе над дикцией и интонационной выразительностью речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста. | Повышение уровня развития дикции и интонационной выразительности речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста. |
Создание работы видеостудии. Обработка рабочего материала | Оснащение видеостудии профессиональным оборудованием; создание видеоматериалов о городе глазами детей |
Создание детской телепередачи по теме инновационного проекта | Взаимодействие со студией детского телевидения «Первый шаг» |
Проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий проекта. | Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта |
Обобщающий этап | |
Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами | Карты диагностического обследования; анализ результатов работы инновационного проекта |
Подготовка материалов для публикации на сайте учреждения и муниципальной газеты | Статьи на сайте учреждения и муниципальной газеты |
Подготовка материала к выпуску в детской телепередаче | Детская телепередача на муниципальном телеканале |
Издание методических пособий по теме проекта | Методические рекомендации по организации взаимодействия с культурными организациями города; распространение опыта работы |
Распространение опыта работы инновационного проекта на федеральном, региональном и городском уровнях | |
Распространение опыта работы инновационного проекта в образовательных учреждениях города Евпатории, в социальных сетях, на телевидении | |
Обмен опытом работы с образовательными и культурными организациями РФ | Налаживание контактов с образовательными и культурными организациями РФ |
Проведение вебинаров | Проведение онлайн-семинаров, онлайн-встреч и презентаций. |
Необходимые условия организации работ:
Создание необходимой материальной базы.
Необходимо повышение квалификации педагогов по овладению современными техническими средствами обучения, а также обучить педагогов умению заниматься видеосъемкой, обработкой видеоматериала, работать с программами профессионального монтажа AdobePremiere, Sony Vegas, Avid Liguid, PinacleStudio 12.
Пополнить и обновить библиотеку современной литературой по нравственно-патриотическому воспитанию детей, специальной литературой по пользованию современными ИКТ.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов: Создание алгоритма реализации программы взаимодействия с культурными организациями города обеспечение его реализации на основе четкой расстановки сил, определение ответственных и сроков исполнения. Проверять соответствие получаемого результата поставленным целям, предупреждать появление причин и факторов риска. Проведение своевременной коррекции и регуляции хода проектной деятельности на основе полученных данных; сбор, обработка и интеграция данных; организация рефлексивной деятельности участников проекта.
Разработка анкет, опросников, критериев оценки уровня развития инновационного проекта в МБДОУ. Диагностика качества деятельности МБДОУ по теме инновационного проекта.
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта:
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2008.
- Лебеди в Крыму. Апрелина О. А.
- С чего начинается Родина. Под ред. Л.А. Кондрыкинской
- Воспитательная система «Маленькие россияне»/ под общей ред. Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.;
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. – М., 2012.
- «Что такое музей?», методическая разработка занятий по музейной педагогике для учащихся младшего дошкольного возраста. Т.А. Бодягина.
- Кудрявцева Т.А. Я живу в России!: Кн. Для семейного чтения/ Т.А. Кудрявцева.- М.: Просвещение; СПб.: СпецЛит. 2013.;
- Легенды, были и сказки о Крыме для детей. Е.Белоусов.- изд.ОЗОН. 2008;
- Митридат . Его именем названа Евпатория. Белоусов Е.В., Крымиздат. 2014;
- Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. изд. «Учитель» , 2015 ;
- «Сказки о Крымской земле» Белоусов Е.В., изд. Крымиздат. 2015;
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб.: Детство-Пресс, 2010;
- Вишневская В.Н. «Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»-М.: Аркти, 2014
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2015 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2014.
7. Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и ожидаемых результатов (заполняется в виде таблицы 1).
Таблица 1
Календарный план реализации инновационного проекта
№ п/п | Этап проекта | Мероприятие проекта | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты |
1 | Подготовительно-информационный этап | Создание творческой группы по реализации инновационного проекта | Сентябрь 2016г. | Вхождение группы педагогов в проблему инновационного проекта |
Выявление проблем и поиск путей решения, реализации проекта | Сентябрь 2016г. | Создание условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами | ||
Подготовка и повышение квалификации кадров | Декабрь 2016г.- март 2018г | Повышение квалификации педагогов, рост профессионального мастерства | ||
Сбор краеведческого информационного материала | ежегодно | Пополнение библиотеки, видеотеки материалом краеведческого содержания | ||
Разработка программы взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами | Октябрь –ноябрь 2016г. | Программа взаимодействия МБДОУ с культурными учреждениями города | ||
Подбор критериев и первичного мониторинга для констатирующей части проекта, анализ полученных данных | Октябрь 2016г. | Сбор диагностического материала по инновационной деятельности | ||
Разработка мониторинга качества инновационного проекта | Декабрь 2016г | Карты контроля; Опросники; анкеты |
||
Подготовительно-документальный этап | Разработка и корректировка локальных актов по организации инновационного проекта | Сентябрь 2016г. | Положение о создании Творческой группы по теме инновационного проекта; Корректировка образовательной программы МБДОУ; |
|
Создание программы кружка по теме инновационного проекта; | Февраль 2017г. |
Программа кружка | ||
Планирование совместной работы по теме инновационного проекта с культурными организациями города | Октябрь- ноябрь 2016г. | План совместной работы с культурными центрами города | ||
Разработка рекомендаций по теме инновационного проекта | Март 2017г.- март 2019г | Создание информационного, дидактического, методического сопровождения инновации. | ||
Функционирование инновационного проекта | Продолжение взаимодействия с культурными организациями города уже в инновационном режиме | С марта 2017г. | Создание новых совместных проектов с культурными организациями города | |
Реализация программы взаимодействия с культурными организациями города | С апреля 2017г. | Глубокие и системные знания детей об истории родного края и знаменитых людях; распространение опыта работы. | ||
Разработка и отбор критериев эффективности работы МБДОУ по теме инновационного проекта | Ноябрь 2016. | Диагностические карты; анкеты; опросники. | ||
Проведение мониторинга на каждом этапе инновационного проекта с целью оказания помощи в организации и коррекции дальнейшего решения поставленных целей и задач проектной деятельности в работе с детьми, педагогами, родителями, с культурными организациями | Октябрь, апрель 2016-2019 | Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта | ||
Включение инновации в работу МБДОУ и совместную деятельность с культурными организациями города | Октябрь 2016г. | Повышение уровня квалификации педагогов по теме проекта; нахождение новых форм реализации проекта; активное сотрудничество с культурными организациями города | ||
Организация компонента работы МБДОУ - кружок по работе над дикцией и интонационной выразительностью речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста. | Октябрь 2017г. | Повышение уровня развития дикции и интонационной выразительности речи дошкольников, постижение на практике секретов телевизионной технологии и азов профессии журналиста. | ||
Создание работы видеостудии. Обработка рабочего материала | Март 2018г. | Оснащение видеостудии профессиональным оборудованием; создание видеоматериалов о городе Евпатория глазами детей | ||
Создание детской телепередачи по теме инновационного проекта | Ноябрь 2018г. | Взаимодействие со студией детского телевидения «Первый шаг» | ||
Проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий проекта. | Октябрь, апрель 2016-2020 |
Корректировка текущей деятельности по внедрению инновационного проекта; выявления уровня развития проектной деятельности на каждом этапе проекта | ||
Обобщающий этап | Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами | Апрель 2019г. | Карты диагностического обследования; анализ результатов работы инновационного проекта | |
Подготовка материалов для публикации на сайте | Январь 2019г. | Статьи в детском разделе на сайте | ||
Подготовка материала к выпуску в детской телепередачи | Декабрь 2019г. | Детская телепередача на телеканале «Поиск» | ||
Издание методических пособий по теме проекта | Март 2019. | Методические рекомендации по организации взаимодействия с культурными организациями города; распространение опыта работы | ||
Распространение опыта работы инновационного проекта на федеральном, региональном и городском уровнях | Распространение опыта работы инновационного проекта в образовательных учреждениях города Евпатории, в социальных сетях, на телевидении . | С сентября 2019г. | Распространение опыта работы инновационного проекта в образовательных учреждениях города Евпатории, в социальных сетях, на телевидении . | |
Обмен опытом работы с образовательными и культурными организациями РФ | С сентября 2019г. | Налаживание контактов с образовательными и культурными организациями РФ | ||
Проведение вебинаров | С сентября 2019г. | Проведение онлайн-семинаров, онлайн-встреч и онлайн-презентаций. |
8. Ресурсное обеспечение инновационного проекта:
8.1. Кадровое обеспечение проекта.
Таблица 2
Кадровое обеспечение проекта
№ п/п |
Ф.И.О. сотрудника образовательной организации | Должность | Образование , ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации | Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации-заявителя |
1 | Нищакова Елена Нафанаиловна | Заместитель по воспитательной работе |
Высшее, Крымский Государственный гуманитарный институт 2001 | Руководитель творческой группы, координатор работы РИП |
2 | Гриценко Ирина Анатольевна | Старший воспитатель | Высшее, Крымский Государственный Гуманитарный Университет 2007 | Видео оператор; монтажер видеофильмов; контроль реализации проекта |
3 | Джемилева Эльзара Джаферовна | Музыкальный руководитель | Высшее, Ташкентский гос.пединститут им.Низами,1993 | Работа с детьми; музыкальное оформление |
4 | Гурина Яна Анатольевна |
Педагог-психолог | Высшее, Мелитопольский Государственный педагогический Университет 2004 | Работа с детьми; редактор |
5 | Чернуха Оксана Анатольевна |
Воспитатель | Высшее , Крымский Государственный инженерно-педагогический институт 2006 | Работа с детьми; |
6 | Зоткина Оксана Константиновна |
Воспитатель | Высшее, Крымский инженерно-педагогический университет 2013 | Работа с детьми; |
7 | Велиляева Зера Абдулкадыровна |
Воспитатель | Высшее, Евпато-рийский педагоги-ческий факультет Республиканского высшего учебного заведения "Крымский гуманитарный университет" 2006 | Работа с детьми; монтажер видеофильмов |
8 | Аристова Светлана Леонидовна | Воспитатель | Высшее , Крымский Государственый гуманитарный институт 2001 | Работа с детьми Руководитель кружка |
9 | Климова Галина Сергеевна |
Воспитатель | среднее специальное , Евпаторийское пед.училище 1995 | Работа с детьми; |
10 | Медведева Елена Сергеевна |
Педагог ДПО | Высшее, Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского 2005г | Работа с детьми; декоратор |
11 | Кетова Елена Станиславовна |
Воспитатель | Высшее, Крымский Государственный Гуманитарный Университет 2007 | Работа с детьми; |
12 | Абрикосов Владимир Сергеевич |
Воспитатель | Высшее , Евпато-рийский педагогический факультет Республи-канского высшего учебного заведения "Крымский гуманитарный университет" 2013 | Видео оператор; монтажер видеофильмов |
8.2. Нормативное обеспечение инновационного проекта организации
Таблица 3
Нормативное правовое обеспечение проекта
№ п/п |
Наименование нормативного правового акта (прилагается в электронном виде к заявке) |
Основные положения |
1. | Устав образовательного учреждения утвержден Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 21.07.2015г № 643-п |
Нормативный документ, в котором прописаны: общие положения; цели, задачи образовательного учреждения; организация деятельности и комплектование детьми образовательного учреждения; образовательный процесс в образовательном учреждении; участники образовательного процесса, их права и обязанности; порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности; порядок управления образовательным учреждением; информация о деятельности образовательного учреждения; реорганизация, ликвидация бюджетного учреждения; международная деятельность; порядок принятия устава, внесения изменений и дополнений к уставу; регламентация деятельности. |
2. | Лицензия на право ведения образовательной деятельности Серия 82Л01 №0000058 |
Право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программам |
3. | Положение о Творческой группе педагогов Утверждено заведующим МБДОУ №1 «Космос» Клещевич Г.Н. Приказ №117 /01-04 от 08.12.2015г. |
В Положении прописаны: общие положения; основные задачи творческой группы; функции творческой группы; состав и организация деятельности творческой группы. |
4. | Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования МБДОУ Утверждено заведующим МБДОУ №1 «Космос» Клещевич Г.Н. Приказ №115/01-04 от 08.12.2015г. |
В Положении прописаны : Общие положения; основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования; организация и функциональная структура системы оценки качества образования; реализация внутреннего мониторинга качества образования. |
5. |
8.3. Финансовое обеспечение инновационного проекта
Таблица 4
Финансовое обеспечение инновационного проекта
Направления | Год | Источники финансирования | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|
1 | Приобретение оборудования | 2016 - 2018 | Муниципальный бюджет | 60000 |
2 | Курсовая подготовка педагогов | 2017-2019 | Региональный бюджет | 60000 |
9. Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации
Таблица 5
Основные риски проекта
№ п/п |
Основные риски инновационного проекта | Пути их минимизации |
1 | Некомпетентность педагогов в вопросах качественной видеосъемки и обработки видеоматериала. | Повышение квалификации педагогов, уже имеющих навык съемки и работы с программами по созданию видеофильмов |
2 | Возможен отказ студии детского телевидения «Первый шаг» в сотрудничестве | Создание личного сайта дошкольного учреждения и распространение видеоматериала на интернет ресурсах |
10. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику .
- Проведение вебинаров /онлайн-семинаров, онлайн-встреч и презентаций/ для педагогов города и республики;
- Распространение опыта работы на семинарах-практикумах, конференциях, мастер-классах для педагогов города;
- Издание методических пособий;
- Проведение открытых мероприятий по теме проекта;
- Распространение созданных видеофильмов в учебных учреждениях города;
- Распространение видеоматериала через средства массовой информации (студия детского телевидения «Первый шаг»);
- Взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями РФ, обмен опытом и видеоматериалом.
11. Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
- Сохранение в видеоматериалах исторического облика города Евпатории, независимо от изменений, происходящих в нем;
- Преемственность между поколениями детского сада в написании летописи родного города глазами детей (после того как уйдут в школу дети, участвующие в видеозаписях, придёт новое поколение, чтобы продолжить начатую ими работу).
- Педагоги повысят свою квалификацию и профессионализм, смогут качественно и профессионально создавать видеофильмы для подготовки и участия в разнообразных мероприятиях различного уровня;
- Будет продолжена работа по Программе взаимодействия МБДОУ с культурными учреждениями города, при реализации которой, у детей будут формироваться системные знания об истории и культуре родного края, о знаменитых людях, живших в нем;
- Отснятые видеоматериалы будут использоваться как обучающий материал с целью интерактивного знакомства с улицами и достопримечательностями родного края.
- Тематическое планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Мы покормим птичек». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы цветочки я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «помоги растению». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш город». |
Июнь | Природоохраня-емая акция «Посади цветок» | Экскурсия в школьный музей «Наша гордость» |
Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство с животными крымских лесов. | Беседа «Евпатория– моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Город Евпатория» здания и памятники города. | «Наша дружная семья». |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа детского сада |
«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Крымских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о родном городе . | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Крыма. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к мемориалу «Красная горка» посвященной Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия в музей «Русские промыслы» |
Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой Крым гостеприимный». Беседа о ценности и значимости Крыма для всей России. |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия в школу. | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О героических профессиях». | Рассматривание карты России, карты Крыма (местоположение г. Евпатории). |
Ноябрь | Беседа «Чем славится наш город» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» . |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями семенного герба | «Что означают наши имена» | Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | . Евпатория –город 25 веков. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». |
Город – Керкинитида (что сохранилось с тех времен) |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». | Экскурсия к Вечному огню. Беседа об освобождении города от немецко-фашистских захватчиках. | «Кем работают наши родители». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу на трамвайчике». |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Макарова. | «Вкусная и полезная пища». | Беседа «Национальная одежда народов Крыма». | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Обитатели Черного моря». Сбор гербария. | Выставка «Народные умельцы». (работы наших умельцев) |
Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с Крымским заповедником, с животными, занесенными в Красную книгу. |
Август | Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». | Составление с детьми Красной книги Крыма. | «Символика города». | «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Нет терроризму» (памяти жертв Беслана) | Родные просторы (виртуальное путешествие по Крыму) | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника. | Съемка видеофильма «Осень в Евпатории» | Экскурсия по близлежащим улицам города. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект «Символика России и Крыма» (изобразительная и музыкальная деятельность). | «Гезлев – город крепость» | Экскурсия «Гезлевские ворота» | «Мама, Эни, Ана, Мамо» праздник посвященный Дню матери. |
Декабрь | «Где живет перо Жар-птицы» (знакомство детей с хохломской росписью» |
Экскурсия в музейную комнату школы №15 (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Новый год у разных народов». |
Январь | Спортивное развлечение «Доставь пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия в детский театр «Золотой ключик» (старинная часть города) |
Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города. |
Февраль | Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». | Открытие музея в д/с «Мой папа был солдатом» | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части. | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента «Крымский климат» (климатические особенности). | «Гжель прекрасная» знакомство с гжельским художественным промыслом. |
Апрель | Рассказ педагога о Героях Советского Союза: генерал Н.А.Токарев, маршал Соколов | «Евпатория в период С.Э.Дувана». | Проект «Путешествие в Природоград» совместно с СЮН. | Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о горах Крыма. | Экскурсия в евпаторийский дельфинарий. | «Этот город самый лучший город на земле» (флешмоб) |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга Евпатории. Растения эндемики». |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Август | Морские обитатели Черного моря. | Праздники крымских татар (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. |
Государственная символика (День флага). Праздник «Мы дети твои, Россия» |
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель |
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню дошкольного работника. | Сентябрь | Воспитатели, родители, методист |
3 | Развлечение для родителей «Загадки осени». | Октябрь | Воспитатели, муз.руководитель |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, психолог |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители, муз.руководитель |
9 | Досуг «Мой папа – самый , самый». | Февраль | Физинструктор, родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Март | Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели |
12 | Праздничный концерт , посвященный Дню космонавтики для сотрудников Евпаторийского ЦДКС | Апрель | Зам. заведующего по ВР, старший воспитатель, воспитатели, муз.руководитель |
13 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Май | Родители, воспитатели |
14 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
15 | Экологический форум «Съезд юных экологов». | Июль | Родители, воспитатели, методист |
16 | Праздник «Мы дети твои, Россия» | Август | Родители, воспитатели, музыкальный руководитель. |
VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения города, Республики Крым, их символика).
- Занятия о географическом расположении , климате родного города , о его уникальности.
- Занятия о растительном и животном мире Крыма.
- Занятия ,посвященные изучению истории родного города в разные периоды от Керкинитиды до Евпатории.
2. Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, народу проживающему на территории полуострова Крым. Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в краеведческий музей города;
- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвига солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия к мемориалу «Красная горка» ..
3. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
- Оформление групповых комнат.
- Благоустройство ДОУ.
- Труд бытовой в природе.
- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
- Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.
Диагностическое обследование (начало, конец учебного года).
- Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО;
- Методическая литература;
- Репродукции картин;
- Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
- «Моя семья»;
- Художественная литература;
- Видео – пособие «Заповедники Крыма»;
- аудиозаписи с песнями военных лет;
- Символика России, Крыма и Евпатории.
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2015 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2014.