ВЫСТАВКА «Зонирование пространства группы»
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде:
предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем .В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Важным компонентом предметно-развивающей среды в дошкольном образовании является организационный компонент. Данный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной интегрированной деятельности. В соответствии с ним пространство группового помещения делится на четыре зоны:
– зона выбора и самоопределения;
– рабочая зона;
– активная зона;
– спокойная зона.
Охарактеризуем названные зоны.
Зона выбора и самоопределения предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов деятельности в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависимости от своих замыслов смогут в любой момент обратиться к данной зоне, взять, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону. Данная зона представлена пристенными шкафами- накопителями, в которых каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам деятельности дошкольников.
Рабочая зона предполагает осуществление организованной образовательной деятельности педагога с дошкольниками и самостоятельную деятельность дошкольников по интересам. Пространство этой зоны включает следующее оборудование: легкие столы на два–три человека или общий стол- трансформер, передвижную двустороннюю доску, различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами, легкие мебельные конструкции.
Активная зона предназначена для реализации двигательной активности дошкольников и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например, для сюжетно-ролевой игры. В пространстве этой зоны размещается ковер, желательно, чтобы с одной стороны зоны была стена, которую можно было бы использовать для размещения материалов и оборудования, например, для лазанья, метания или бросания.
Спокойная зона предназначена для отдыха дошкольников или их уединения. Пространство этой зоны наполняется небольшим ковром, легкими банкетками или диваном-трансформером, небольшими столиками.
Границы всех зон могут быть подвижными, что предполагает следующее:
– между спокойной и активной зоной могут размещаться крупные ширмы, объемные модули;
– между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные модули;
Создание предметно-развивающей среды в ДОО предполагает учет возрастных особенностей детей разных возрастных групп. Поэтому рассмотрим предметно-развивающую среду в зависимости от возраста детей.
Проектирование предметно-развивающей среды
с учетом возрастных особенностей детей.
(Младший возраст (3-4 года))
В группе для детей младшего дошкольного возраста предметно-развивающая среда предполагает комфорт, безопасность и стабильность. Поэтому проектирование предметно- развивающей среды в младшей группе происходит до прихода детей в ДОО.
В пространстве группового помещения достаточно иметь три–четыре таких игровых комплекса. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
2) пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
3) домик-теремок – ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут «жить» мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой «дом» дети;
4) тематический комплекс для разнообразных «поездок»: автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны дошкольникам. К концу учебного года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными. Младшим дошкольникам разрешатся перемещать маркеры игрового пространства, чтобы не мешать другим играющим, соединять их по смыслу сюжета.
Все материалы и пособия в группе для детей младшего дошкольного возраста должны иметь постоянное место. Строительный материал размещается в нескольких местах группы. Напольный строительный материал помещается отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом стелется ковер. Мелкий строительный материал насыпается в корзины, ящики или коробки. Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности размещается в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования располагается на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели).
Предметно-развивающая среда в младшей группе включает крупные игрушки, которые размещаются на открытых полках, что способствует проявлению активности и самостоятельности младшего дошкольника.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к рисованию. Поэтому в младших группах необходимо иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования, рулон белых обоев и восковые мелки; для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добав- лением жидкого мыла. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования: ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы, камешки, поролоновые губки, пластиковый коврик, несколько комплектов защитной одежды (халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек).
С целью организации наблюдения младшими дошкольниками за своим внешним видом и познания самих себя предметно-развивающая среда для детей этого возраста содержит уголок ряженья.
(Средний дошкольный возраст(4-5 лет))
В среднем дошкольном возрасте усиливается интерес к познанию себя. В связи с этим предметно-развивающая среда в группе детей этого возраста содержит плакаты, иллюстрации и фотографии на темы: «Какой Я?», «Кто Я?», «Люди такие разные и такие одинаковые» и др.
Для детей среднего дошкольного возраста важным является опыт совместных со сверстниками действий, а также творческое отражение своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. Поэтому в средней группе выделяется место, где дошкольник мог бы выставить свою поделку или творческую работу.
Предметно-развивающая среда в группе детей этого возраста организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами.
В средней группе игровые предметы, игрушки-персонажи располагаются в стеллажах, на полках в непосредственной близости. Меняется содержание и наполнение игрового комплекса для сюжетно-ролевой игры:
– игровой набор «кухня» для крупных кукол в этой возрастной группе представлен мобильной плитой/шкафчиком на колесах;
– кукольная «спальня» и «столовая» представлена одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются;
– «водительская» зона становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем;
– трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой.
С целью обобщения и углубления опыта познания окру- жающего мира в средней группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности в средней группе существенно отличается от материала для познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом располагается полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом.
В средней группе «Физкультурный уголок» располагается в углу комнаты. Он представляет собой тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. Такие предметы, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры) следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи располагаются у стен, где нет батарей. Для формирования правильной осанки у стены располагается деревянная стенка (высота 150 см).
Пространство группы для старших дошкольников делится на полузамкнутые микропространства для трех–шести человек.
Игровой материал в старшей группе размещается таким образом, чтобы дошкольники могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои замыслы». В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям, они являются переносными, чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для старшего дошкольника месте. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов.
(Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В старшей группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры. Большая часть игр для старших дошкольников и необходимых материалов хранится в коробках. Выделяется место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), экспериментирования с шарами, водой или природным материалом. Книжный уголок наряду с художественной литературой представлен справочной, познавательной литературой, общими и тематическими энциклопедиями для дошкольников.
Размещение материала для исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом).
Для поддержания у дошкольников интереса к школе выделяется учебная зона, элементы которой приближены к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).
Уголок для развития творчества старших дошкольников включает:
– различные материалы, места для работы с различными материалами (стол, застеленный клеенкой, для работы с бума- гой; место, оборудованное для шитья; стол-верстак для работы с деревом);
– необходимые инструменты, картинки, рисунки с изображением поделок; игрушки; варианты оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым; схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п.
Компоненты предметно-развивающей среды и примерный перечень необходимых материалов и оборудования
для детей 4-5 лет.
Для наглядного примера охарактеризуем компоненты предметно-развивающей среды для детей 4–5 лет и перечень необходимых материалов и оборудования.
В средней группе предметно-развивающая среда существенно отличается от предметно-развивающей среды в младшей группе. Тематические зоны сменяются более гибкими сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Средние дошкольники частично сами организуют среду под свою игровую деятельность.
В группе для детей среднего дошкольного возраста выделяются следующие зоны: зона сюжетно-ролевой игры, учебная зона, физкультурно-оздоровительная зона, литературная зона, экологическая зона, зона художественно-творческой деятельности детей, зона театрализованной деятельности.
Рассмотрим эти зоны.
Зона сюжетно-ролевой игры включает:
1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
– врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты
(трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт и др.);
– шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, пер- чатки, копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, от- вертка, пассатижи, насос), руль и др.;
– повар: колпак, фартук, посуда, продукты;
– летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал, пульт управления с функциональными кнопками и др.);
– машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт и др.;
– парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце и др.;
– моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, ка- питанская фуражка, бинокль, якорь на шнуре, мачта с флагом, штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба и др.;
– ящик замечательных вещей: разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассо- вые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, па- лочки, звонки, выключатели, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цвет- ные лоскутки и др.
- Оборудование для режиссерской игры:
– многофункциональные кубики;
– макеты (объемные – домики, гаражи; плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы);
– наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфиль- мов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);
– животные (сказочные, реалистичные);
– неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;
– символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы).
- Зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми включает следующее оборудование:
– строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей;
– образцы построек и поделок;
– пластмассовые банки, коробки разных размеров;
– палочки;
– наборы для моделирования.
Учебная зона включает:
1. Игры и оборудование для развития речи: тактильные
дощечки, коллаж (лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры), настольно-печатные игры, приборы-помощ- ники (увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема).
- Игры и оборудование для математического развития:
– игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб»;
– серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку»;
– игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
– модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
– игры для освоения числовых и пространственно-вре- менных отношений;
– игры с алгоритмами, включающие 3–5 элементов; 3. Альбомы с образцами логических упражнений.
Физкультурно-оздоровительная зона включает:
1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и др.). 2. Картотека подвижных игр.
- Гимнастические модули и мячи, деревянная стенка для формирования правильной осанки.
Литературная зона включает:
- Произведения малых форм русского народного творче- ства и фольклора народов мира.
- Произведения поэтов и писателей России. 3. Литературные сказки.
4. Русские народные и сказки народов мира. 5. Небылицы. - Басни.
7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках).
Экологическая зона включает:
1. Комнатные цветы с крупными листьями (фикус, бегония), цветы с мелкими листьями (аспарагус, «Огонек»), искусственные растения.
- Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: два клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т.д.).
- Календарь природы.
4. Картины-пейзажи по времени года. - Мини-лаборатория для исследовательских опытов.
- Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т.д.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
- Карточки-схемы проведения экспериментов.
(
Зона художественно-творческой деятельности включает:
- Полочка с произведениями искусства.
2. Трафареты, лекала, геометрические формы.
3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры. - Изобразительные и пластические материалы
Зона театрализованной деятельности включает:
1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы люби-
мых сказок.
2. Кукольный театр.
- Театр из игрушек-самоделок.
4. Театр резиновых игрушек.
5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры. - Плоскостной театр.
7. Теневой театр. - Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Наша задача (воспитателей и родителей) создать для детей такую развивающую среду, чтобы ребенку было комфортно, и он мог развиваться всестороннее.
Список используемых источников при составлении консультации:
1) Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 183 с.
2) Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для бакалавров педагогики (направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) /О. В. Крежевских. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 221 с.;
3) Создание оптимальной предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования. Т. В. Щедрина/ Производственно-практическое издание. – Минск 2014 г.