Развивающая экологическая среда в ДОУ

«Милая осень, в гости просим»

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования. ФГОС дошкольного образования определяет ориентированность на использование новых технологий, приоритетность системного подхода.

Системный подход— комплексное изучение явления или процесса как единого целого, конструирование эффективной организации для достижения целей. Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды (РППС) – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности. Основные элементы РППС: архитектурно – ландшафтные и природно – экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки, игровые пространства, оснащенные всем необходимым.

Таким образом, поиск инновационных подходов к организации РППС ДОО должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов, системность применения и использования ее компонентов.

Важно понимать, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

         Развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкальнотеатральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

                      Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают

                     разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают

                       релаксирующим воздействием на личность ребенка.

 

Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности.

Требования к самодельным украшениям

Оформленный участок детского сада своими руками должен соответствовать ряду требований:

 1.Безопасность. Это основное требование, ведь главная задача дошкольного воспитания – охрана жизни и здоровья детей. Поэтому, придумывая украшение участка детского сада своими руками, следует подумать о материалах изготовления будущих конструкций. На площадках не должно быть никаких стеклянных или острых металлических предметов. Заранее украшения проверяются на наличие острых углов или торчащих гвоздей. Если таковые имеются, то поделка считается небезопасной и не может быть установлена в детском саду.

2.Прочность. Материалы для изготовления украшений подбираются прочные, желательно новые. Если конструкция деревянная, то пиломатериал не должен «рассыпаться». Для участков младших дошкольных и ясельных групп необходимо выбирать поделки, не включающие мелкие выступающие детали, которые можно оторвать.

3.Эстетичность. Внешний вид украшений должен вызывать у воспитанников положительные эмоции. Поэтому желательно украшениям придать эстетичный нарядный вид.

4.Соответствие поделок возрасту детей. Для каждой возрастной группы детей подбираются те или иные тематические игрушки. Темы изготавливаемых поделок должны быть исключительно детскими: растения, животные, транспорт, сказочные герои и т. д.

5.Практичность. Если конструкция сделана, то она не должна просто занимать место на площадке, ее нужно использовать.

6.Соответствие санитарно-гигиеническим нормам. В работе необходимо использовать только нетоксичные материалы, не вызывающие аллергию, не имеющие неприятного запаха.

Документ в формате Word