От 06 октября 2021

Присутствовало : 26 человек

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по

проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

План семинара:

1.Подведение результатов самоанализа педагогами разных возрастных групп

состояния РПС в группе.

2.Анкетирования родителей воспитанников.

3.Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями.

4.Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по

образовательной области

5.Деловые игры «Мозговой штурм» по теме семинара.

6.Принятие решений семинара

Предварительная работа:

Изучение методической литературы по теме семинара

Выставка методической литературы по теме семинара

Разработка и заполнение карт самоанализа педагогами разных возрастных групп состояния РППС в группе.

Анкетирование родителей воспитанников «Оценка условий предметно-­пространственной среды группы»

Тематический контроль и оформление аналитической справки «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Разработка положения и проведение смотра-конкура предметно­ пространственной среды по образовательной области.

Разработка игры «Мозговой штурм» по теме семинара.

Подготовка почетных грамот по итогам смотра-конкурса.

Ход семинара

1.Эмоциональный настрой.

Упражнение на активизацию внимания «Дерево знаний». Педагоги пишут на листьях свои ожидания от предстоящего семинара. Что нового и интересного они хотели бы узнать по изучаемой теме. Подписанные листья размещают на дерево (мольберт с изображением дерева)

Вступительное слово заместителя заведующего по ВР  Е.Н. Нищаковой

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.( ФГОС ДО п.3.3.)

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.

В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно­-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Выступление воспитателей групп «Радуга», «Мишки» , «Дельфинчики», «Солнышко» самоанализа состояния РППС в группе

( с презентацией).

 

2.Итоги анкетирования родителей «Оценка условий предметно-­пространственной среды группы»

Вопрос

Ответы родителей

1.

Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей

Да-***

Нет-***

Затрудняюсь ответить-***

2.

Как Вы считаете, достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?

Да-***

Нет-***

Затрудняюсь ответить-***

3.

На ваш взгляд, присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей? (детские выставки, интерьер группы)

Да-***

Нет-***

Затрудняюсь ответить-***

4.

Принимаете ли Вы участие в помощи создания предметно- развивающей среды?

Да-***

Нет-***

Затрудняюсь ответить-***

 

3.Выступление старшего воспитателя И.А. Гриценко с аналитической справкой по итогам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями» (приложение №1), Памятка для воспитателей ( приложение №2).

4.Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды (Е.Н. Нищакова)  по образовательной области (приложение №3)

  1. Деловые игры по теме семинара

5.1. Задание «Запутанное слово»

расставить буквы правильно

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

 

1

2

3

4

5

6

н

 

о

 

а

 

р

 

о

 

к

 

с

 

т

 

о

 

ф

 

п

 

н

 

ь

 

ь

 

в

 

м

 

т

 

ф

 

е

 

с

 

н

 

т

 

с

 

и

 

ы

 

у

 

р

 

е

 

о

 

п

 

и

 

с

 

с

 

с

 

б

 

н

 

щ

 

т

 

в

 

а

 

ь

 

о

 

н

 

н

 

о

 

т

 

н

 

ц

 

с

 

о

 

т

 

ь

 

з

 

у

 

а

 

д

 

ь

 

и

 

е

 

а

 

о

 

п

 

и

 

с

 

а

 

н

 

н

 

 

т

 

р

 

 

 

ь

 

т

 

 

 

 

н

 

 

 

л

 

 

 

 

 

о

 

 

о

 

 

 

 

а

 

 

т

 

 

 

 

у

 

 

с

 

 

 

 

м

 

 

о

 

 

 

 

р

 

 

л

 

 

 

 

о

 

 

и

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

1          - НАСЫЩЕННОСТЬ

2          - ДОСТУПНОСТЬ

3          - ВАРИАТИВНОСТЬ

4          - ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

5          - БЕЗОПАСНОСТЬ

6           -ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

3) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

(сертификаты качества + психолого-педагогическая ценность и др.)

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

6.) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 

5.2. задание «Вопрос -ответ»

От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?

ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.

 

Почему, среда называется развивающей?

ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.

 

о каком центре развития идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?

ответ: («Центр физического развития»);

 

о каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности?

ответ: («Центр ИЗО»);

 

какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?

ответ: (игровая деятельность);

 

как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?

ответ: (предмет- заместитель);

 

как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на

микро- и макросреды.

ответ: микросреда - это ответ: внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде       (фойе, студии и музеи ДОУ участок, спортивная площадка, клумба, огород и т.д.);

 

5.3. задание практическое «Игровые зоны»

Смоделировать компонент предметно-развивающей среды центра по желанию.

Оценка- презентация центра, правильно подобранный предмет и насыщенность.

Командам раздаются круги-сектора: центр физического развития, центр искусства и творчества, центр сюжетно-ролевой игры, центр экологии и экспериментирования. Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами, соответствующими данному центру( картинки ).

5.4. задание «Выбрать правильный ответ»

 

Вопрос

ответ

Выбрать 4 правильных ответа:

Основными требованиями к организации предметно-пространственной среды ДОУ являются: гигиенические, этические эстетические, психологические, ограничение возможности самостоятельно

гигиенические

этические

эстетические

психологические

Выбрать 2 правильных ответа

Разработчики концепции     построения развивающей предметной среды в ДОУ (В.А. Петровский, С.Л. Новоселова) опираются на подходы:

личностно-ориентированный;

средовой;

деятельностно-возрастной;

комплексный;

индивидуально-дифференцированный.

личностно­

ориентированный

деятельностно-возрастной

Выбрать 2 правильных ответа

Динамика изменения содержания развивающей предметной среды зависит от: развития каждого         вида    деятельности            в онтогенезе; личностно-ориентированной         модели взаимодействия педагога с детьми возможности изменения среды; полифункциональности; соответствия     возрастным            и психофизиологическим особенностям детей

 

развития каждого вида деятельности в онтогенезе

соответствия возрастным и психофизиологичесим особенностям детей.

 

 

Рефлексия :Педагоги выбирают по цвету листьях и прикрепляют на дерево, на свои листочки зачитывая вслух и подводя итог ожидаемого результата.

Зеленые листочки - ожидания выполнены в полной мере,

желтые- частично,

 красные - не реализован.

Какое дерево получилось.

Итог.

Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 

Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм

 

приложение №2

 

Памятка для воспитателей

  1. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-­поисковой работы - магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы - это зона стабильности.

В них должны быть:

сборно-разборная мебель;

игрушечная мебель;

ёмкости для хранения игрушек;

игрушки;

мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону - это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

Следует предусмотреть:

Использование игрового спортивного оборудования;

*использование игровых столов сложной конфигурации;

*мебель-трансформер;

*использование вертикальных разделителей;

*кукольный театр;

*костюмерную;

*игрушки-заменители.

 

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно -ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития

сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

 

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточекВ группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам - с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  • игровых зон;
  • зон уединения;
  • современных игрушек;
  • развивающих игр;
  • дидактического и демонстрационного материала;
  • материала для продуктивной деятельности;
  • атрибутики для творческой деятельности;
  • уголков экспериментирования;
  • уголка природы;
  • логопедического уголка;
  • фонотеки, видеотеки;
  • спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, т.е. на то, как он обеспечивает сюжет - воображаемую ситуацию.

В формате Word СЕМИНАР “Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями в условиях ФГОС дошкольного образования”