Цель:

выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования;

- обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию игровой развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;

- формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ", карточки с заданиями, мольберт, маркер.

Приложение «РЕКОМЕНДАЦИИ  «Организация  предметной игровой среды в младшей, средней, старшей  группе»

План семинара – практикума:

  1. Теоретическая часть.
  • Приветствие участников семинара-практикума (метод «Разогрев»)
  • Представление презентации: «Рекомендации по организации игровой среды  в возрастных группах учреждения дошкольного образования
  1. Практическая часть.
  • Работа в парах «Фразы по смыслу»
  • Защита центров по направлениям педагогами ДОУ «Из практики работы ДОУ»
  • Эссе «Детский сад будущего. Какой он?»
  1. Этап рефлексии.

 

1.Выступление заместителя заведующего по ВР Е.Н Нщаковой

«Рекомендации по организации игровой  среды  в возрастных группах учреждения дошкольного образования»  (приложение №1)

          Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая предметная игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. В связи с этим важная роль в детском саду отводится организации, развивающей предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая игровая среда в нашей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Мы обозначили несколько основных центров, в каждом из которых находится достаточное количество материалов для познания, исследования, игр.

 Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную среду  пространства и времени воспитанника в группе, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Требования к созданию безопасных условий для ребенка при осуществлении образовательного процесса содержатся в ряде нормативных документов. 

Статья 91 Закона об образовании определяет основные требования к организации образовательного процесса:
• охрану здоровья обучающихся;
• соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических
нормативов;
• создание безопасных условий при организации
образовательного процесса.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
• Физическому развитию; 
• Социально – нравственному и личностному развитию;
• Познавательному  развитию;
• Речевому развитию;
• Эстетическому развитию

Функциональное назначение предметно – развивающей среды

ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 Удовлетворении в потребности деятельности, познании;
 Ориентировка в окружающем;
 Накопление опыта эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 Источник становления субъективного опыта  ребенка;

 Развитие инициативы, воображения, творчества;

 Среда для развития всех специфических видов деятельности;

 Реализация ребенком права на свободу выбора в деятельности.

 Реализация содержания образовательной программы;

 Предоставление детям как можно больше возможностей для активной, целенаправленной и  разнообразной деятельности;

 Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостности развития ребенка до школы;

 Организация деятельности детей;

 Влияние на воспитательный процесс.

 

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:   ведущая И.А. Гриценко

  1. Работа в парах

Задание "Слова по смыслу".

(Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды).

1 команда. Младший дошкольный возраст

-Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …

-Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

-При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

 

Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать С ПЕДАГОГАМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ИГРОВОЙ деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного …. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

 

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ИГРАТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОДГРУППАМИ. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного УЕДИНЕНИЯ дошкольника, где он может подумать, помечтать.

1 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься …. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, …. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя СТАРШИМИ среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ЛЮБИМЫМ делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

2 команда. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 -

2 -

3 -

Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- ПРОСТРАНСТВО;

- ВРЕМЯ;

- ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - РАБОЧАЯ

2 - АКТИВНАЯ

3 - СПОКОЙНАЯ

 

3 задание "Из практики работы ДОУ" (педагоги договариваются о выборе центра развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с реализуемой программой ДОУ) и раскрыть смысл центра и его наполняемость необходимым материалом и оборудованием).

После раскрытия центров - предлагаю вам соотнести центры и образовательные области. Пожалуйста, впишите на доске название центра, о котором рассказывали, согласно данным областям.

4 задание Эссе «Детский сад будущего. Какой он?».

Задание: Из 4 – 5 предложений написать эссе «Детский сад будущего. Какой он?»

 

III. Этап рефлексии.  Ведущий   Я.А Гурина

Скоростной «Блиц-опрос».   Кто знает ответ – делает шаг вперёд

  • система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
  • к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
  • к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
  • к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
  • о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта, отреагирование негативных эмоций? («Центр физического развития»);
  • о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих

предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь

погоды? (познание);

  • как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
  • как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
  • перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).

Вывод: Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду, мы с вами сегодня выстроили оптимальную модель организации развивающей среды, адаптированную к условиям нашего детского сада.

В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей.

Решение:

  1. Стремится к тому, чтобы игровая среда группы была насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, безопасной.
  2. Менять материалы и атрибуты в соответствии с образовательной ситуацией и интересами детей.
  3. Использовать в работе собственные разработки.
  4. Создавать условия для поддержки детской инициативы.
  5. Привлекать родителей к обогащению РППС.
  6. Повышать свою компетентность в вопросах организации РППС. Использовать опыт лучших педагогов России.

 

 

Приложение № 1

РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация  предметной игровой среды в младшей группе

  1. Центр познавательно – интеллектуального развития
    — игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-     головоломки, мозаика, наборы «Лего» и др.;
    — природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;
    — элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;
    — вспомогательное оборудование: воронки, лейки;
    — демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения;
    — для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер.
    2. Центр творчества
    краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
    3.Экологический центр (уголок природы)
    — Аквариум;
    — Комнатные растения;
    — Овощи и фрукты;
    — Календарь природы;
    — Наглядный иллюстративный материал;
    — Песок, формочки;
    — Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки;
    — Осенние листья, срезанные ветки деревьев;
    — Альбомы «Времена года»;
    — Дидактические игры;
    — Шишки, веточки, желуди.
    4.Игровой центр
    — сюжетно-ролевые игры « Дом», « Магазин», «Парикмахерская»,

«Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж»;
— игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке;
— уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки;
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)


  1. Центр строительства
    — крупный и средний строительный материал (конструктор);
    — модели готовых построек;
    — мелкие игрушки для обыгрывания построек.
    Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
    6.Уголок уединения
    ширмы, крупный модульный материала, складные домики.
    7.Уголок по изучению правил дорожного движения
    -  дидактический материал;
    - дидактические игры;
    - дорожные знаки;
    - макет дороги;
    - материал по ОБЖ и ПДД;
    -атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
    -настольно-печатные игры.
    8.Художественно-изобразительный центр.
    Карандаши, крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин, восковые мелки.
    9.Уголок книги
    художественная литература соответственно возрасту и тематике, иллюстрации писателей и их произведений.
    10.Уголок краеведения (патриотический)
    — генеологическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
    — альбомы о городе;
    — иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора     (стихи, сказки);
    — иллюстрированные книги о белорусских городах;
    — кукла в белорусском  костюме.
    11.Уголок дежурных
    — фартуки;
    — щетки- сметки;
    — совки;
    —  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.
    12.Уголок труда
    — фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем);
    — уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки;
    — альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых;
    — игрушки-орудия : лопатки, совочки.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация  предметной игровой среды в средней группе


В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбито» нанебольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами.      Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.

  1. Центр познавательно – интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и др.;
— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны;
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки;
— специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы;
—демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения;
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры.
2. Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно-прикладному искусству, настольно-печатные игры.
3. Экологический центр (уголок природы)
— Аквариум;
— Комнатные растения;
— Овощи и фрукты;
— Календарь природы и погоды;
— Наглядный иллюстративный материал;
— Песок, формочки;
— Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады;
— Осенние листья, срезанные ветки деревьев;
— Альбомы «Времена года»;
— Дидактические игры;
— Природный и бросовый материал.
4. Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и др.;
— игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке;
— уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки;
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
5.Центр строительства (конструктор)
— крупный и средний строительный материал;
— модели готовых построек;
— мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
6.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики.
7.Уголок по изучению правил дорожного движения
— элементарные макеты  дороги;
— наборы машинок;
— дорожные знаки;
— настольно – печатные игры;
— тематические альбомы с видами  различного транспорта.
8.Художественно-изобразительный центр
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
9.Уголок книги
художественная литература соответственно возрасту и тематике, иллюстрации писателей и их произведений.
10.Уголок краеведения (патриотический уголок)
— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя);
— альбомы о городе;
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки);
— иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки;
— кукла в белорусском  костюме;
— альбомы «Моя Беларусь»;
— настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица»;
— образцы белорусской посуды, одежды;
— декоративно-прикладное искусство Беларуси;
— выставка детских работ.
11.Уголок дежурных
— фартуки;
— щетки- сметки;
— совки;
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центре.
12.Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем);
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки;
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых;
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы и др.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация  предметной игровой среды в старшей группе

Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована. Отдается предпочтение оборудованию и игрушкам небольшого размера – для игр на столе. Используется более разнообразный материал для строительных и конструктивных игр. В группах имеются конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов, напольные, настольные, разной тематической направленности. Очень большое внимание уделяется педагогами организации центров детского экспериментирования.
1. Центр интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал  с набором схем;
— тетради с заданиями  для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки;
— разнообразные волчки, механические игрушки-забавы;
— альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров.
2.Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
3.Уголок книги
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
4.Экологический центр (уголок природы)
— Аквариум;
— Комнатные растения;
— Овощи и фрукты;
— Календарь природы и погоды;
— Наглядный иллюстративный материал;
— Песок, формочки;
— Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады;
— Осенние листья, срезанные ветки деревьев;
— Альбомы "Времена года";
— Дидактические игры;
— Природный и бросовый материал.
5.Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе» («Столовая»);
— предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал;
— игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке;
— уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
6.Центр строительства (конструктор)
— конструктор большой и малый из разного материала;
— модели готовых построек;
— фабричный игровой материал ( для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и др.;
— модули, схемы;
— открытки, чертежи построек;
— фотографии зданий,  рисунки построек.
Итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня.
7.Центр краеведения (патриотический уголок)
Его содержание динамично  и зависит от темы недели.
— альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня);
— предметы искусства;
— предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси;
— макеты города, план детского сада и др.;
— куклы в национальных костюмах;
— макет белорусской избы;
— карта Беларуси, родного города;
— портреты знаменитых людей Беларуси и пр.
8.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики.
9.Уголок по изучению правил дорожного движения
— макеты дороги;
— макет светофора;
— жезл;
— наборы машинок;
— дорожные знаки;
— настольно-печатные игры;
— тематические альбомы с различными видами транспорта.
10. Художественно-изобразительный центр.
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
11.  Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем);
— уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки;
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых;
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы;
— альбом «Наши дела» ( составляется совместно с воспитанниками на протяжении года).
12.  Уголок дежурных
— фартуки;
— щетки-сметки,  совки;
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре.

  1. Уголок первоклассника

Портфель, прописи, счётные палочки, пенал, глобус, линейки и др.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.

Список литературы:

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

 

 

 

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".

Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2013.

Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – № 5.

Трифонова Е. Игровое пространство детства / Е. Трифонова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6.

Фирсанова Л. В. Создание игровой предметно-пространственной среды / Фирсанова Л. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 6. - С. 28-29

Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / под ред. Н. А. Коротковой. – Москва: Линка-Пресс, 2010.

 

Семинар в формате Word