Региональный уровень:

Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»

* «Рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования» управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

«Методические рекомендации по  организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

* Нормативные документ по ДО

Муниципальный уровень:

Уровень дошкольной организации:Дорожная карта

 Особенности функционирования учреждений  дошкольного образования в соответствиис

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в условиях введения  ФГОС ДО

В соответствии с Законом  «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью общего образования, а  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  устанавливает  единые требования к системе  дошкольного образования и обеспечивает  преемственность его с начальным общим образованием.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику дошкольного образования Республики Крым напрямую зависит от знания и понимания конкретным педагогом, руководителем образовательной организации, родителями, представителями муниципальной службы концептуальных и стратегических положений документа, оснований, определивших его разработку.

В настоящее время в Республике Крым сложилась многофункциональная современная  сеть   дошкольных учреждений. Она представлена разными учреждениями с наличием в их структуре современных  форм дошкольного образования.

Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования – важные задачи современной образовательной политики.

С  целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования») в дошкольной образовательной организации могут быть организованы семейные  группы. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

Методические рекомендации КРИППО по организации и работы семейныхгрупп размещены на сайте КРИППО в разделе «Дошкольное образование» и содержат практические и методические материалы по организации работы, оборудованию и функционированию семейных дошкольных групп в дошкольной образовательной организации, организации взаимодействия ДОО с педагогом и детьми семейной дошкольной группы, особенностям организации методической работы в семейной дошкольной группе. В приложении к методическим рекомендациям имеются законодательные и нормативно-правовые документы по организации и функционированию семейных дошкольных групп.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственно политики в области образования и науки», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями), «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014г.,  Минобразования Крыма разработаны «Методические рекомендации по открытию и функционированию групп кратковременного пребывания» (http://monm.rk.gov.ru/file/metod_rekomendacii.docx).

Методические рекомендации предусматривают порядок открытия   дополнительных групп с реализацией образовательной программы, без реализации образовательной программы, кратковременного пребывания детей) на базе дошкольных, общеобразовательных учебных заведений и в других помещениях.

Ведущими критериями оценки воспитательно-образовательной деятельности в ДОО является готовность каждого специалиста дошкольной организации к созданию следующих условий:

• для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;

• для реализации целей образовательного процесса;

• для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей: социальный заказ государства к данному типу учреждения; социальные ожидания субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов); включённость других специалистов учреждения в педагогическую деятельность.

В дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования, которая ориентируется на основные аспекты качества образования в соответствии с ФГОС ДО (качество результатов, качество условий, качество организации образовательного процесса). Министерством образования науки и молодежи Республики Крым подготовлены методические рекомендации по разработке положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования (http://monm.rk.gov.ru/file/2.%20Положение%20о%20внутренней%20системе%20оценки%20качества%20в%20ДОУ.docx).


Организация методической работы с педагогами

на этапе введения ФГОС ДО

Цель методической работы в условиях введения ФГОС ДО –  повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Методическая работа должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога-практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО – необходимый показатель качества воспитательно-образовательного процесса.

Методической службе в регионах необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов, – система поддержки профессионального роста педагогов.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы в регионе, которая представляет собой целостную систему современных, интерактивных, практико-ориентированных  взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников. Организация методической работы в городе(районе) должна включать в себя взаимодействие со всеми категориями педагогических работников ДОО.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов ДОО проводится по следующим показателям:

  • чёткость в организации профессиональной деятельности;
  • многообразие применения методов и приёмов работы с детьми;
  • динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года;
  • эмоционально благоприятный микроклимат в группе;
  • информационная обеспеченность каждого направления работы;
  • популярность среди воспитанников, родителей, коллег;
  • широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами;
  • педагогическая целесообразность методического обеспечения;
  • наличие публикаций, обобщение и представление опыта на районном (городском), республиканском, федеральном и международном уровне.

 

Организация воспитательно-образовательного процесса  в ДОО

 

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время ДОО могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы дошкольников, педагогического коллектива и родителей.

Актуальная задача современного дошкольного образования — сохранить приоритеты развития дошкольного возраста. Целью, в контексте современных документов, является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития, сохранение физического и психического здоровья. Правильно построенный режим дня и рационально сбалансированный педагогический процесс создают предпосылки для формирования жизненно значимых систем детского организма, способствуют развитию у ребенка устойчивого жизненного ритма, познавательной, эмоциональной, нравственной сфер ребенка.

В нынешних условиях  существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОО служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного  дошкольного образования.

Рекомендуем использовать при составлении годового плана ДОО письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2016 № НТ-943/08 «О календаре образовательных событий на 2016/17 учебный год» с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста (http://minobr.rkomi.ru/content/image-news/42158/календарь%20образовательных%20событий%20%20на%202016-2017%20учебный%20год.pdf).

В качестве региональных особенностей в программе  следует учитывать:

— климатические условия осуществления образовательного процесса (будет определять отличия в режиме дня ДОО);

— социально-экономические условия;

— национально-культурные условия.

В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей рекомендовано включать региональную парциальную программу по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек», рекомендованной Ученым советом КРИППО (протокол №5 от 16.06.2016г.).

Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности (Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, утв. Указом главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У). Предлагаемая для дошкольных образовательных учреждений Республики Крым программа  «Крымский веночек» направлена на воспитание  детей многонационального Крымского региона.

В программе определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости и воспитанности, в частности, приобретения детьми элементарных навыков гражданского поведения и межличностного общения, взаимного уважения и толерантности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обучение детей второму  языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы – в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.

Примерные образовательные программы обучения украинскому (родному и неродному) и крымскотатарскому (родному и неродному) языками одобрены Федеральным учебно-методическим объединением Министерства образования и науки Российской Федерации протокол от 20.05.2015 №2/15. Программы размещены на сайте Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (http://monm.rk.gov.ru/file/01-14-2772(1).zip).

Все педагогические работники дошкольных образовательных организаций (воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, дефектологи, учителя-логопеды и другие узкие специалисты) разрабатывают рабочие программы. Рабочая программа принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в ДОО разработаны Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым (http://monm.rk.gov.ru/file/1.методические%20рекомендации%20по%20разработки%20рабочих%20программ%20специалистами%20ДОУ.docx).

Содержание работы воспитателя ДОО отражается в календарном плане и оформляется в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015г.№01-14/3805 (http://monm.rk.gov.ru/file/Календарный%20план%20педагога%20в%20ДОУ.pdf).

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации является физическое воспитание детей дошкольного возраста, которое направлено на укрепление  и сохранение здоровья дошкольников, формирование  у дошкольников  основ здорового образа жизни. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. Для закаливания детей основные  природные региональные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации.

Для реализации современных задач развития детей развивающая предметно-пространственная среда ДОО должна сочетать принципы научной обоснованности и практической направленности, обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста и т.д.

Актуальной остается проблема преемственности дошкольного и школьного уровней образования. Одно из основных направлений — формирование мотивов и смыслов учения, готовности ребенка к сотрудничеству с педагогом.

В образовательном пространстве Республики Крым инновационной деятельностью  охвачено большое количество дошкольных образовательных учреждений. Трансляция инновационного опыта ДОО  Крыма  планируется  через информационное обеспечение (сайты городских (районных) управлений (отделов) образования и КРИППО), издательскую деятельность, организацию и проведение семинаров и конференций, в программе «Форума педагогических работников дошкольных учреждений Республики Крым».

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Информация размещается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

Интернет — ресурсы дошкольного образования:

  • http://www.ed.gov.ru  — Сайт Министерства образования РФ;
  • http://monm.rk.gov.ru – Сайт министерства образования, науки и молодежи Республики Крым;
  • http://krippo.ru – Сайт Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования;
  • www.prosv.ru — ОАО «Издательство «Просвещение»;
  • www.tc-sfera.ru — Издательство «Творческий Центр Сфера»;
  • www.doshcolniki.ru — разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород (директор Ю.А. Лебедев, д.ф.н., профессор, академик РАО) совместно с Институтом социального конструирования г.Москва (президент А.Г. Асмолов, д.пс.н., профессор, академик РАО);
  • http://tanja-k.chat.ru — Методические материалы в помощь работникам детскихдошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды);
  • http://www.danilova.ru — Раннее развитие детей. На сайте представлены публикациипо раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике.
  • http://edu.rin.ru/preschool/index.html  —  Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей;
  • http://www.kindereducation.com — «Дошколенок». Электронный журнал для детей иродителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам;
  • http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah  — «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением — максимально развить данные ребенка и  воспитать гармоничного человека;
  • http://talant.spb.ru — Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами, содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей;
  • http://www.babylib.by.ru — Библиотека маленького гения. Сайт предлагает психологические статьи, тексты книг и различную информацию о раннем развитии детей.