Автор: Цверкун Татьяна Витальевна

Тема: «Звук, слог, слово»

Цель: Познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово».

Задачи:

Образовательные:

  • Научить детей делить слова на слоги и различать понятия «звук», «слог» и «слово».
  • Сформировать умение детей определять слоговой состав слов, подбирать слова, сходные по слоговому составу.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, логическое мышление, произвольное внимание.
  • Развивать умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.
  • Воспитывать умение работать самостоятельно.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: кукла пришелец, письмо, сюжетная картинка «Животные летят в космос», дидактические карточки «Животные», круги.
  • Раздаточный материал: рабочие листы по теме, карандаши.

Ход занятия

Организационная часть

Воспитатель показывает куклу пришельца детям с письмом. В нем одни символы и ничего не понятно.

Воспитатель: Что же нам делать ребята? Инопланетянин не говорит, в письме ничего не понятно.

Дети: Предлагают разные варианты, например попробовать перевести с помощью переводчика. Читают перевод.

«Здравствуйте, ребята. Я Марсик, с планеты Нептун, очень хочу с вами подружиться, только не знаю, как говорить на вашем языке. Помогите мне, я знаю весь вам алфавит, но ничего не понимаю.»

Воспитатель: Ребята, ну что ж мы любим заводить новые знакомства. Может поможем Марсику? (Ответы детей) Только научишься разговаривать не сразу, нужно долго и усердно учиться. С помощью чего мы произносим звуки? (С помощью языка, губ, зубов).  Что произносит человек при помощи звуков? (Слова)

Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, какие бывают слова и из чего они состоят и объясним это нашему новому знакомому. Рассмотрите картинку. Кто пришёл на космодром и собирается в космическое путешествие?

Дети: Коза, гусь, черепаха, курица, цыплёнок, кот и жеребёнок.

Воспитатель: Как умеют говорить эти звери?

Дети: Ме-ме, га-га, ко-ко, пи-пи, мяу, иго-го.

Воспитатель: Кто не издаёт никаких звуков?

Дети: Черепаха.

Воспитатель: Марсик ты что-то понимаешь?

Марсик: кивает.

Воспитатель: Слова, которые говорит человек, складываются (слагаются) из частей. Эти части называются слогами. Звуки, которые произнесли звери, образовали слог, а человек из этих слогов может составить слова:

ме - ме: место, месяц;

га - га: гайка, галстук;

пи - пи: пила, пирог,

ко - ко: кот, конь…

Воспитатель: Давайте назовем героев, поделив голосом слова на части (слоги). Ко-за, гусь, че-ре-па-ха, ку-ри-ца, цы-плё-нок, кот и же-ре-бё-нок. Количество слогов в слове можно узнать, если подставить ладонь к подбородку и посчитать, сколько раз подбородок дотронется до ладошки, когда произносишь слово.

Воспитатель: Марсик, а теперь ты подставь ладонь к подбородку и произнесите слово МА-МА. Сколько раз подбородок коснулся руки? (Дети подсказывают: два) Теперь произнеси слово ДОМ. Сколько в нём слогов? Марсик: Один.

Воспитатель: Правильно.

Физкультминутка на координацию речи и движений.

– 5,  4,  3,  2,  1!                         Руки рывками через стороны.

Вот мы в космос летим!                    Соединяют руки в «замок».

Мы взлетаем высоко,               Бегут по кругу.

Мчит ракета быстро.

Полетим мы далеко

К звездочкам лучистым.

Вокруг звезд мы облетели,         Кружатся.

Выйти к звездам захотели.

В невесомости плывем                      Ходят, плавные движения руками.

Рядом с нашим кораблем.

Снова дальше летим,                        Садятся на свои места.

В иллюминаторы глядим.

Воспитатель: Если в слове много слогов, то и слово длинное, а если мало, то короткое. Проверить это можно при помощи прыжков и хлопков. Речевое упражнение «Считай, хлопай и прыгай»

Воспитатель называет то короткие, то длинные слова, а дети прыгают и одновременно хлопают.

Мяч (1 прыжок и 1 хлопок), ма-ши-на (3 прыжка и 3 хлопка), кот, рот, мо-ло-ко, ко-ло-коль-чик, сыр, но-со-рог, нос, гу-се-ни-ца…

Дидактическая игра «Помогите путешественникам» на местах.

Воспитатель: Нашим путешественникам пора в дорогу. Давайте поможем им занять свои вагоны. Номер вагона, в который должен сесть герой, совпадает с количеством слогов в его названии. (Дети проводят линии от героев к вагонам.)

Воспитатель: Посмотрите, друзья: у кота и жеребёнка рассыпались вещи! Давайте поможем их собрать (провести линии от предмета к герою).

Кот брал в путешествие вещи с короткими названиями (зонт, мяч, шарф).

Жеребенок - с длинными (пу-га-ви-ца, ка-ран-да-ши, пи-ра-мид-ка).

Работа в тетради.

Воспитатель: Рассмотрите картинки доске и назовите, что нарисовано на каждой картинке. Определите, сколько слогов в каждом слове (при помощи ладошки или хлопков). Нарисуйте в кружке столько точек, сколько слогов в слове.

Воспитатель: Послушайте загадку и нарисуйте отгадку.

Ну и платье: сплошь иголки!

Носят это платье… (ёлки).

Воспитатель: Марсик, сколько слогов в слове ЕЛ-КИ?

Марсик: 4

Воспитатель: Ребята, а вы как считаете?

Дети: Два.

Воспитатель: Нарисуйте в кружке столько точек, сколько слогов в слове.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Как называются части, из которых складываются слова? (Слоги) Какие бывают слова? (Длинные и короткие)

Воспитатель: Так Марсик, что ты запомнил?

Стимулирование детей задавать вопросы персонажу.

Дети: Что понравилось? Что узнал? Мы тебе поможем, давай играть.

Игра с Пришельцем.