Занятие по развитию речи в старшей группе
Автор: Цверкун Татьяна Витальевна
Тема: «Звук, слог, слово»
Цель: Познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово».
Задачи:
Образовательные:
- Научить детей делить слова на слоги и различать понятия «звук», «слог» и «слово».
- Сформировать умение детей определять слоговой состав слов, подбирать слова, сходные по слоговому составу.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, произвольное внимание.
- Развивать умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.
- Воспитывать умение работать самостоятельно.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: кукла пришелец, письмо, сюжетная картинка «Животные летят в космос», дидактические карточки «Животные», круги.
- Раздаточный материал: рабочие листы по теме, карандаши.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель показывает куклу пришельца детям с письмом. В нем одни символы и ничего не понятно.
Воспитатель: Что же нам делать ребята? Инопланетянин не говорит, в письме ничего не понятно.
Дети: Предлагают разные варианты, например попробовать перевести с помощью переводчика. Читают перевод.
«Здравствуйте, ребята. Я Марсик, с планеты Нептун, очень хочу с вами подружиться, только не знаю, как говорить на вашем языке. Помогите мне, я знаю весь вам алфавит, но ничего не понимаю.»
Воспитатель: Ребята, ну что ж мы любим заводить новые знакомства. Может поможем Марсику? (Ответы детей) Только научишься разговаривать не сразу, нужно долго и усердно учиться. С помощью чего мы произносим звуки? (С помощью языка, губ, зубов). Что произносит человек при помощи звуков? (Слова)
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, какие бывают слова и из чего они состоят и объясним это нашему новому знакомому. Рассмотрите картинку. Кто пришёл на космодром и собирается в космическое путешествие?
Дети: Коза, гусь, черепаха, курица, цыплёнок, кот и жеребёнок.
Воспитатель: Как умеют говорить эти звери?
Дети: Ме-ме, га-га, ко-ко, пи-пи, мяу, иго-го.
Воспитатель: Кто не издаёт никаких звуков?
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Марсик ты что-то понимаешь?
Марсик: кивает.
Воспитатель: Слова, которые говорит человек, складываются (слагаются) из частей. Эти части называются слогами. Звуки, которые произнесли звери, образовали слог, а человек из этих слогов может составить слова:
ме - ме: место, месяц;
га - га: гайка, галстук;
пи - пи: пила, пирог,
ко - ко: кот, конь…
Воспитатель: Давайте назовем героев, поделив голосом слова на части (слоги). Ко-за, гусь, че-ре-па-ха, ку-ри-ца, цы-плё-нок, кот и же-ре-бё-нок. Количество слогов в слове можно узнать, если подставить ладонь к подбородку и посчитать, сколько раз подбородок дотронется до ладошки, когда произносишь слово.
Воспитатель: Марсик, а теперь ты подставь ладонь к подбородку и произнесите слово МА-МА. Сколько раз подбородок коснулся руки? (Дети подсказывают: два) Теперь произнеси слово ДОМ. Сколько в нём слогов? Марсик: Один.
Воспитатель: Правильно.
Физкультминутка на координацию речи и движений.
– 5, 4, 3, 2, 1! Руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим! Соединяют руки в «замок».
Мы взлетаем высоко, Бегут по кругу.
Мчит ракета быстро.
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг звезд мы облетели, Кружатся.
Выйти к звездам захотели.
В невесомости плывем Ходят, плавные движения руками.
Рядом с нашим кораблем.
Снова дальше летим, Садятся на свои места.
В иллюминаторы глядим.
Воспитатель: Если в слове много слогов, то и слово длинное, а если мало, то короткое. Проверить это можно при помощи прыжков и хлопков. Речевое упражнение «Считай, хлопай и прыгай»
Воспитатель называет то короткие, то длинные слова, а дети прыгают и одновременно хлопают.
Мяч (1 прыжок и 1 хлопок), ма-ши-на (3 прыжка и 3 хлопка), кот, рот, мо-ло-ко, ко-ло-коль-чик, сыр, но-со-рог, нос, гу-се-ни-ца…
Дидактическая игра «Помогите путешественникам» на местах.
Воспитатель: Нашим путешественникам пора в дорогу. Давайте поможем им занять свои вагоны. Номер вагона, в который должен сесть герой, совпадает с количеством слогов в его названии. (Дети проводят линии от героев к вагонам.)
Воспитатель: Посмотрите, друзья: у кота и жеребёнка рассыпались вещи! Давайте поможем их собрать (провести линии от предмета к герою).
Кот брал в путешествие вещи с короткими названиями (зонт, мяч, шарф).
Жеребенок - с длинными (пу-га-ви-ца, ка-ран-да-ши, пи-ра-мид-ка).
Работа в тетради.
Воспитатель: Рассмотрите картинки доске и назовите, что нарисовано на каждой картинке. Определите, сколько слогов в каждом слове (при помощи ладошки или хлопков). Нарисуйте в кружке столько точек, сколько слогов в слове.
Воспитатель: Послушайте загадку и нарисуйте отгадку.
Ну и платье: сплошь иголки!
Носят это платье… (ёлки).
Воспитатель: Марсик, сколько слогов в слове ЕЛ-КИ?
Марсик: 4
Воспитатель: Ребята, а вы как считаете?
Дети: Два.
Воспитатель: Нарисуйте в кружке столько точек, сколько слогов в слове.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Как называются части, из которых складываются слова? (Слоги) Какие бывают слова? (Длинные и короткие)
Воспитатель: Так Марсик, что ты запомнил?
Стимулирование детей задавать вопросы персонажу.
Дети: Что понравилось? Что узнал? Мы тебе поможем, давай играть.
Игра с Пришельцем.