Тема: «Космическая Евпатория!»

(Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе)

Автор: Белоус Кристина Викторовна

 

Педагогическая цель: формировать представление детей о Космосе, способствовать выявлению знаний о географическом положении Крыма, Евпатории; развитию речи детей при правильном построении простых и сложных предложений, воспитанию чувства любви и гордости к родному городу.

Задачи: Образовательные задачи: расширять знания о Космосе, о родном городе, его достопримечательностях, местоположения.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.

Развивающие задачи: развивать творческие способности детей. Развивать умение логически мыслить, рассуждать.

Словарь: Космос, планета Земля, полуостров Крым, познакомить детей с понятиями, «радиотелескоп», «космический центр связи»

Оборудование: ширма, игрушка Лунтик, использование мультимедийных средств.

Предварительная работа:

- продолжать знакомство с Глобусом

- Экскурсия в музей «Евпаторийский центр дальней космической связи»

- Рассматривание карты родного города, Крыма

- Рассматривание иллюстраций достопримечательностей, радиотелескопов Евпатории, Космического пространства

- Чтение и слушание стихотворений о Евпатории

- Словесные игры «Закончи предложение»

 

Ход НОД:

  1. Организационно-мотивационный этап

Дети под музыку заходят в зал и выстаиваются в круг

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Подарите, пожалуйста, друг другу улыбки, чтобы у всех настроение было веселое, радостное, хорошее

 

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся!!!

 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам гости заглянул необычный гость – Лунтик!

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я потерялся! И не знаю теперь где я нахожусь, что за Планета? В каком я городе?  И как найти связь со своими друзьями?

 

Воспитатель: Не волнуйся, Лунтик! С нами ты многое узнаешь о планете, на которой ты очутился! Наши ребята многое расскажут об удивительном  городе -  Евпатория. И как наш город связан с Космосом. И мы постараемся найти связь с твоими друзьями!

  1. Организационно-поисковый этап

      Воспитатель: Ребята, чтобы подробнее обьяснить Лунтику, где он находится - я предлагаю отправиться в Космическое путешествие! Вы согласны? Занимайте места в космическом корабле.

Физминутка: Космодром

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)

Слайд 1 «Необъятное пространство со звёздами…»

Воспитатель: Вот мы и в космосе !  – Что такое космос, ребята? (ответы детей) Космос – это пространство, которое мы видим вокруг нашей Планеты, со всеми находящимися в нём небесными телами. – А кто был первым космонавтом? (Ю.Гагарин) 

Слайд 2 «Планета Земля»

            Воспитатель: Как называется наша Планета? (Дети: Земля)

            Воспитатель: Что вы видите на этой планете?  (Дети: океаны, моря, горы, реки, озера, пустыни.)

Воспитатель: А если мы с вами летим на космическом корабле, над планетой Земля то увидим моря, города. А так же мы с вами увидим наш край, в котором мы с вами живем? А теперь мы с вами приземляемся на нашу планету. Ребята, скажите, на каком полуострове мы живем? (Дети: Крымский полуостров!)

Слайд 3 «Крымский полуостров»

- Какие моря омывают наш полуостров? (Азовское море и Черное море) Покажите их на карте.

Словесная игра «Подскажи словечко»

- Наш полёт продолжается. Ой, ребята, бортовые компьютеры показывают недостаток топлива. Нам нужно пополнить запасы. Для этого вашей команде нужно назвать как можно больше космических слов, отвечая на загадки:

 

 

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

 

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

 

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе  … (звездочёт).

 

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

 

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

 

Специальный космический    есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).

 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

            А по-русски … (космонавт)


 

Воспитатель: Молодцы, теперь мы сможем продолжить наше путешествие!

Слайд 4 «Географическое положение Евпатории»

Воспитатель: Лунтик, посмотри в иллюминатор (на слайд картинку). Сейчас мы находимся над прекрасным городом Евпатория! Послушай наших детей и ты подробнее узнаешь о нашем родном городе! (дети читают стихотворения о Евпатории)

 

Мой город родной Евпатория

стихи посвящаю ему

хоть он невелик территорией

но самый прекрасный в Крыму

 

он вырос ветрами распятый

под звуки морских акапелл

и солнечным светом объятый

как гроздь винограда созрел

 

сверкает чистейшее море

как будто хрустальный ларец

а в небе багровые зори

горят для влюблённых сердец

 

вдоль берега пляж восхищает

янтарным и тёплым песком

кто был тот ещё раз мечтает

пройтись по нему босиком.

(Пономарев Валерий - отрывок)

 

Лунтик: - Какая у вас замечательная планета Земля, великолепный полуостров Крым и прекрасный город Евпатория! Я заметил, что ваш город находится в уникальном месте – здесь большинство дней в году светит солнце, сам город расположен в степной местности, да еще и близко к Черному морю!

Воспитатель: - А еще наш город можно называть – Космическим! Такое прекрасное расположение местности позволило создать «Евпаторийский центр дальней космической связи»!

Слайды 5, 6 «радиотелескоп РТ-70», «Приёмная антенна К2 типа АДУ-1000»

Воспитатель: Своим появлением Центр дальней космической связи в Крыму обязан бурному развитию космонавтики! Создателям центра пришлось немало потрудиться, чтоб найти эту уникальную точку, где 250 дней в году сияет солнце. Именно этот погодный феномен, а также близость к морю обеспечили степям под Евпаторией такое героическое предназначение — держать связь с космосом.

- Лунтик, погляди в иллюминатор, ты увидишь спутниковые тарелки – радиотелескопы!

Таких радиотелескопов больше не было нигде в мире. Антенна имеет историческое значение для всего мира. Отсюда шло управление луноходами, изучение планет Марса, Меркурия и Венеры! А также космические аппараты тоже управлялись из Евпатории.

Сегодня центр выполняет мирные задачи. Первая — специальные снимки из космоса, на основе которых прогнозируется погода, определяется состояние полей, водоемов, определяются зоны, которым грозит затопление или пожар.

Вторая задача состоит в контроле космического пространства, где сегодня летает около 12 тысяч космических аппаратов, так и «космического мусора». «Мусор» этот в целом безопасен, однако всегда есть риск столкновения ценного и очень дорогого аппарата с одним из таких обломков.

Третья — управление космическими аппаратами.

К 40-летию полета Юрия Гагарина здесь был создан уникальный музей, тебе, Лунтик, стоит посетить его.

Воспитатель: - Лунтик, такие мощные Евпаторийские радиотелескопы стоят на первом месте в мире! С их помощью мы можем наладить связь с твоими друзьями и проследить где они находятся! А далее ты оправишься на космическом корабле к своим друзьям!

Лунтик: Здорово! Так хочется вернуться к своим друзьям!

Воспитатель: - Ребята, а чтобы скорее найти друзей Лунтика, давайте каждый из вас создаст свой уникальный радиотелескоп! Мы будем рисовать карандашами на листе бумаги.

Пальчиковая гимнастика "Мы космический отряд".

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят. (Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого. Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

1 – Гагарин,

2 – Титов,

3 – Леонов,

4 – Комаров,

5-ый женщина, а не мужчина - Терешкова Валентина!

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)

В космический корабль сели,

Да и в космос полетели.

Самостоятельная деятельность детей.

По завершению работ, Лунтик находит друзей с помощью радиотелескопов детей. Прощается с детьми и  отправляется на встречу к своим друзьям.

Заключение:

    - Ребята, я думаю, что после нашего космического путешествия, вы узнали много интересного про космос, про наш родной край и о Космической Евпатории. И кто-то из вас, я не сомневаюсь в этом, захочет стать космонавтом. А также мы помогли Лунтику найти его друзей!

А теперь пора прощаться

И на землю возвращаться.

Космонавты, по местам

Старт давайте кораблям.