Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Цверкун Татьяна Витальевна

2020 год

 

Содержание

Введение.

Раздел 1. Теоретические аспекты формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности.

1.1. Анализ понятия «творческая инициатива».

1.2. Особенности формирования творческой инициативы дошкольников.

1.3. Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников.

Раздел 2. Экспериментальное исследование формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной художественной деятельности 

2.1. Выявление уровня творческой инициативы дошкольников.

2.2. Реализация педагогических условий формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной художественной деятельности

2.3. Диагностика сформированности творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Актуальность работы. Зарождение творческой инициативы, как важной особенности ребенка, является одной из актуальных проблем в теории воспитания и обучения. Наиболее эффективно формирование инициативы происходит в системе дошкольного образования, так как оно является первой ступенью в становлении личности. Из этого следует, что важнейшим целевым ориентиром дошкольного образования становится умение проявлять творческую инициативу и самостоятельность во всех видах детской деятельности, но наиболее ярко она проявляется в таких видах деятельности: общение, самостоятельная художественная деятельность, игра; также они обеспечивают готовность к дальнейшему обучению в школе и жизни в целом. То есть, дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования данного качества.

Внимание к вопросам развития творческой инициативы детей сегодня вполне закономерно. В первую очередь, вопросы развития творческой инициативы являются приоритетной задачей государства в образовательной политике. Это отражается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где к новым направлениям деятельности педагога относится «развитие у детей творческих способностей, самостоятельности и инициативы». Во-вторых, это объясняется изменением педагогической и социальной областей, в которых поднимаются проблемы успешности и конкурентоспособности личности в профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Психологи и педагоги ищут пути формирования творческой инициативы, изучая потенциал развивающей среды и способы соответствующей поддержки ребенка со стороны взрослого.

Проблемы проявления у детей творческой инициативы, самостоятельности и художественно-творческих умений, а также характеристику педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие психологи К.А. Абульханова-Славская, Н.Е. Веракса, М.С. Говоров, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, С.Л. Рубинштейн и педагоги Т.С. Борисова, Н.А. Ветлугина, А.С. Жарикова, Т.Г. Казакова, Н.А. Модель.

Творческая инициатива детей дошкольного возраста чаще всего находит свое отражение и благоприятно развивается в самостоятельной художественной деятельности. Именно такая детская деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению способностей. Самостоятельная художественная деятельность способствует самоактуализации дошкольников, развитию у них самостоятельности, творческой инициативы, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому важно обеспечить возможности для саморазвития и самореализации детей в самостоятельной художественной деятельности. Проблемы организации самостоятельной художественной деятельности дошкольников были отражены в работах: Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, В.В. Косминской, А.С. Микериной, Н.П. Сакулиной.

Значимость формирования социальной активности, творческой инициативы и самостоятельности личности ребенка не вызывает сомнений, она декларируется в нормативно-правовых документах, программах, проектах, научных и популярных публикациях, однако на практике акцент по-прежнему делается на формирование исполнительности, послушания и дисциплинированности. Сказываются и инерция в системе дошкольного образования, и острая нехватка квалифицированных кадров, и ожидания родителей, многие из которых ориентированы на раннее интенсивное обучение, а не на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, поддержку его свободной активности и творческой инициативы.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие: между заявленной государством идеей о необходимости формирования творческой инициативы у детей дошкольного возраста, недостаточной разработанностью научно-теоретических подходов и педагогических условий формирования творческой инициативы в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия организации самостоятельной художественной деятельности в процессе формирования творческой инициативы у детей дошкольного возраста?

Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования «Формирование творческой инициативы детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной художественной деятельности».

Цель исследования: обосновать возможности формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективно, если реализуются следующие педагогические условия: обогащение развивающей предметно-пространственной среды, включение в образовательный процесс творческих заданий, активное взаимодействие педагога с родителями.

Задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «творческая инициатива» в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить особенности формирования творческой инициативы детей дошкольного возраста.
  3. Определить специфику самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников.
  4. Выявить уровень творческой инициативы детей дошкольного возраста.
  5. Обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий осуществления самостоятельной художественной деятельности с целью формирования творческой инициативы дошкольников.

В качестве методов исследования использовались:

теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы; сравнение и обобщение научной информации по проблеме исследования; анализ педагогического опыта;

эмпирические: анкетирование, беседа, анкетирование, наблюдение за деятельностью детей и работой воспитателя, диагностические методики, творческие задания, анализ продуктов детского творчества; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

статистические: методы математической статистики.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ-Детский сад № 17» города Евпатории Республики Крым.

Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных организаций при формировании творческой инициативы дошкольников в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Апробация результатов исследования: представление и обсуждение результатов исследования на кафедре методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»; основные идеи исследования были представлены на VI Всероссийской научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога» (Евпатория, 2019), V научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (Симферополь, 2019), VII Всероссийской научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога» (Евпатория, 2020).

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух разделов, 6 параграфов, заключения, списком использованных источников и приложением (10). Общий объем работы до списка использованных источников составляет 62 страниц. Список использованных источников включает в себя 62 наименований.

 

Список использованных источников

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
  2. Алиева Т.И., Урадовских Г.В. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации / Т.И. Алиева, Г.В. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113-119.
  3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
  4. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.В. Антонова, Е.М. Волкова // Дошкольное воспитание. 2005. – № 6. – С. 66-70.
  5. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. Метод. Пос. для восп. дошк. обр. учрежд / Е.П. Арнаутова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 213 с.
  6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
  7. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 1 (103). – С. 131-136.
  8. Борохович Л.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках / Л.Ю. Борохович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2015. – №11.– С. 88-92.
  9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  10. Вербенец А.М. Использование творческих заданий для художественно-эстетического развития дошкольников / А.М. Вербенец // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 4 (40). – С. 19-25.
  11. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 2007. – 208 с.
  12. Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания / А.В. Волохов, И.И. Фришман // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 63-70.
  13. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 439 с.
  14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  15. Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: автореф. дис. ... на соиск. учен. степени канд. психол. наук / М.С. Говоров. – М., 1992. – 19 с.
  16. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
  17. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пос. для студ. высш. псд. учеб. завед. / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
  18. Дмитриева E.H. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. / E.H. Дмитриева. – М., 1990. – 133 с.
  19. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой. – М.: Элти-Кудиц, 2003. – 154 с.
  • Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет: методическое пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2017. – 190 с.
  1. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Дошкольные учреждения и семья / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224 с.
  2. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста в семье: авторефер. дис. … канд. пед. наук / З.В. Елисеева. – М., 1998 . – 16 с.
  3. Жарикова А.С. Соотношение инициативности и креативности личности: дис. … на соиск. уч. ст. к. псих. наук: спец. 19.00.01 Общая психол., психол. личности, история психол / А.С. Жарикова. – М., 2011. – 159 с.
  4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
  5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – 271 с.
  6. Кизицкая В.И., Корнеева Е.В. Развитие самостоятельности детей через режимные моменты / В.И. Кизицкая, Е.В. Корнеева [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2019. – С. 23-25.
  7. Кирпач А.А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / А.А. Кирпач // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. Конф. – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 48-50.
  8. Киселева И.Е. Методическое сопровождение развития творческого мышления детей 6-го года жизни: монография / И.Е. Киселева; Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 116 с.
  9. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей развитию дошкольников / Л.М. Кларина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 144 с.
  10. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя: общественно-политическая литература / А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 1983. – 256 с.
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
  12. Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости // Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. – С. 477-528.
  13. Кондукторова Н.В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н.В. Кондукторова. – Текст: непосредственный, электронный // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 3-6.
  14. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 3-4.
  15. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – М.: ПИ РАО, 2003. – 152 с.
  16. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
  17. Котова Е.В. Развитие творчества у дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  18. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пос. для академ. бакал. / О.В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 165 с.
  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2006. – 144 с.
  1. Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Детский сад: теория и практика. Детская инициатива: поддержка и развитие. – 2016. – № 6. – С. 54-62.
  2. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества / Н.А. Модель. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
  3. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2015. – 238 с.
  4. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников / А.Г. Николаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 129. – С. 184 – 191
  5. Панюкова А.И. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Методические рекомендации / А.И. Панюкова. – Сывтивкар: Анбур, 2017. – 68 с.
  6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
  7. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образ. / С.В. Погодина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.
  8. Поличка А.Е, Лучанинов Д.В. Творческая инициатива детей на основе интерактивности информационно-образовательной среды / Д.В. Лучанинов, А.Е. Поличка // Образовательные технологии и общество. – 2015. – № 3. – С. 436-445.
  9. Полякова М.Н. Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада / М.Н. Полякова // Детский сад теория и практика. Детская инициатива: поддержка и развитие. – 2016. – № 6. – С. 32-44.
  10. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  11. Рахимов А.З. Творческое мышление. Монография / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во Творчество, – 2005. – 224 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  13. Рудик П.А. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировки / П.А. Рудик. – М.: 1961. – 46 с.
  14. Русакова Т.Г., Солдатенкова О.П., Шустова Е.А. Формирование творческой инициативы дошкольника в художественно-практической деятельности / Т.Г. Русакова, О.П. Солдатенкова, Е.А. Шустова// Современные проблемы науки и образования. 2015. – № 3. – С. 322-329.
  15. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
  16. Святцева А.В., Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Святцева, С.Б. Шухардина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 88-93.
  17. Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду / Е.О. Смирнова // Детский сад: теория и практика. Детская инициатива: поддержка и развитие. – 2016. – № 6. – С. 18-32.
  18. Тавстуха О.Г. Развитие самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении / О.Г. Тавстуха. – М.: «ФЛИНТА», 2014. – 80 с.
  19. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореферат дис. … на соиск. учен. степени доктора пед. наук / С.В. Тетерский. – М.: РЕГЛАНТ, 2004. – 43 с.
  20. Финк М. Творческая мастерская в детском саду: рисуем, лепим, конструируем: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования: [перевод с немецкого] / М. Финк, А. Бостельман ; под ред. И.А. Лыковой. – Москва: Национальное образование, 2016. – 106 с.
  21. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход / И.В. Штанько. – Москва: Сфера, 2007. – 140 с.
  22. Эриксон Э.Х. Детство и общество: пер. с англ. А.А. Алексеева. – 2-е изд, перераб. и доп. / Э.Х. Эриксон. – СПб.: Ленато, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.