Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации в старшей группе
Автор: Цверкун Татьяна Витальевна
Тема: «Спит медведь в своей берлоге, под большим могучим дубом»
Цель: Формировать у детей умение создавать в рисунке образ зимнего дерева, находить композиционное решение с помощью добавления элементов аппликации.
Задачи:
Образовательные задачи:
Учить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности зимнего пейзажа. Закрепить умение детей работать техникой «набрызг». Конкретизировать имеющиеся представления о медведях их особенностях.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к окружающему миру, ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Оборудование: мультимедийная презентация, игрушка «Медведь»; образец воспитателя, демонстрационный набор «Дикие животные зимой», «Деревья зимой, летом».
Раздаточный материал: альбомные листы бумаги, краски, кисточки, стаканчики, клей, ножницы, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о лесных животных в зимний период, рассматривание деревьев на прогулке.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Весь год неплохо мы трудились,
В художников юных теперь превратились!
От всей души поздравляю вас,
Настал и развлечений час!
Здравствуйте, мои юные художники. Скажите, пожалуйста, а что за художник все поляны белит белым и на стенах пишет мелом, шьёт пуховые перины, разукрасил все витрины? (Ответы детей)
Правильно, это зима, тот художник, что чудеса на стеклах творит, пух из неба на головы нам сыплет и белит все вокруг своим необычным снежным мелом. Ребята, посмотрите, какая картина у нас есть, что тут изображено? (Воспитатель показывает иллюстрацию зимнего леса).
Основная часть.
Воспитатель: Зимой очень холодно, падает снег, дует ветер. Покажите, как вам бывает холодно. А деревьям так же, как и людям, бывает холодно. Давайте рассмотрим с вами как выглядят деревья зимой? (Ответы детей). Одинаковые ли ствол и ветки по толщине? (Нет, ствол толстый, ветви тонкие). А хотели бы попробовать нарисовать зимние деревья? (Ответы детей). Отлично, а какое дерево мы будем рисовать, узнаем, если отгадаем загадку:
Он – могучий!
Крона – в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб)
Воспитатель: - Правильно, это дуб. Но сначала нам нужно разделить лист на две части. Большую часть закрасим синим цветом, а меньшую нижнюю часть закрасим коричневым цветом, а между ними оставим белую полоску. Теперь будем рисовать дерево.
Что сначала надо изобразить? (Ствол.) Начинаем рисовать снизу нажимаем на кисть, на всю силу внизу ствол утолщается, мы, поднимаемся вверх, постепенно нажимаем на кисть, а в самом вверху макушки, кончиком кисти, потому что макушка тоненькая.
Воспитатель: - Дальше что рисуем? (Ветви.) Куда растут ветви у лиственных деревьев? (Вверх.) Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисть, их всего нарисуем 4 или 5, они все смотрят наверх. После того как нарисуем ветви, что нужно изобразить? (Маленькие веточки.) Как вы будете рисовать дерево зимой? (Дерево голое, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, тихо падает снежок)
Воспитатель: Ой, посмотрите какой красивый дуб у нас получился, он весь в снегу. А что это там под дубом? (Ответы детей.)
«Кто в берлоге до весны Днем и ночью видит сны» (медведь).
Воспитатель: Правильно медведь. А как вы думаете, что видит мишка во сне? (Ответы детей.)
Чтение сказки: «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой. Шел он, шел к своей берлоге по дороге и, шагая через мост, наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел весь лес, и медведь с испугу вмиг на дуб залез. На дубу веселый дятел белке домик конопатил и промолвил: «Ты, медведь, должен под ноги смотреть!» с той поры медведь решил, что зимой нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, что родился без хвоста».
Воспитатель: Какой мех у медвежонка. (Пушистый, лохматый) А вы хотели бы, нарисовать медвежонка с таким же красивым мехом? (Ответы детей.) Но сначала мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Cнег»
Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (ладошки под щечку, а потом показать уши медведя)
Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком).
Самостоятельная работа детей
Пока рисунок подсыхает, вырезаем берлогу медведя, раскрашиваем ее и приклеиваем. По желанию, дорисуем солнышко, облака. Добавим снег, для этого технику «набрызг».
Заключительная часть.
Воспитатель прикрепляет, нарисованных медведей.
Воспитатель: - Молодцы, какие замечательные медвежата у нас получились. Дети, расскажите о своих медвежатах? У кого получился самый раскидистый и широкий дуб, а самый маленький? А как вы рисовали снег? Анализ работ.