Ознакомление с окружающим миром в старшей группе
Автор: Цверкун Татьяна Витальевна
Тема: «Путешествие в страну Взрослых дел»
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создавать необходимые условия для повышения финансовой грамотности.
Задачи.
Образовательные:
Закреплять представления у детей об экономических понятиях: деньги, бюджет, расход, банк; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас. Закреплять знания о видах магазинов, о работе продавца. Продолжать учить считать в пределах пяти.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку.
Воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук и видеопроектор, мяч, копилка с набором разных монет и банкнот; изображение пластиковой карты; ворона, заяц, набор игр «хочу и надо», «можно купить и нельзя купить»
Раздаточный материал: бумага и цветные карандаши, заготовка банковских карт
Предварительная работа: рассматривание банкнот и монет, выделение отличительных и сходных черт между монетой и банкнотой, сюжетно-ролевые игры, беседы по темам «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Хочу и надо».
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: Целый день мы будем вместе, потирают ладони
Заниматься и играть, загибают по очереди все пальчики
Кушать, спать,
Петь песни, прыгать,
И, конечно же, гулять!
Рады видеть всех, друзья! хлопают
Крикнем весело: «Ура!» руки вверх
Ребята, вы хотите быть как взрослые? А как вы думаете, быть взрослым легко? А что делают взрослые? А хотели бы отправиться в путешествие в струну «Взрослых дел»? Что б попасть в нее нужно открыть замок. Ребята подбирают ключи к замку (должен совпасть узор из геометрических фигур).
- Основная часть.
Воспитатель: Вот и попали мы в страну «Взрослых дел», здесь нас встречает Заяц и Ворона (куклы). Ребята, Заяц просит помочь ему. У него есть 5 золотых монет, ему нужно купить 5 морковок и книгу сказок, а он не знает, как это сделать. Поможем ему? Что нужно сделать?
Воспитатель: В каком магазине продаются морковки, в каком магазине можно купить книгу, как потратить деньги.
Дети решают смотрят на ценники в магазинах и выполняют задание. Заяц, когда дети выполнили задание благодарит их и дает им монетку-сдачу.
Воспитатель: Ребята, а какой герой из сказки, шел, шел и нашел денежку? (Ответы детей) Правильно, Муха –Цокотуха, а что она купила, когда нашла денежку? Что бы вы купили?
Игра «Что можно купить на деньги, а что нельзя?»
Перед ребятами изображения (цветы, платье, дружбу, телевизор, здоровье, любовь, игрушки, сладости, сила) они прикрепляют изображения на соответствующую часть доски «Можно купить» и «Нельзя купить».
Зайка: А вы знаете что такое бюджет? Из чего складывается бюджет семьи, где мама и папа работают, дед и бабушка не работают, старший брат учится в институте, а младший ходит в школу? (Ответы детей).
Игра «Доход – расход».
(Папа получил зарплату – доход, Брату купили велосипед – расход, Мама выиграла приз – доход, Заплатили за свет, воду – расход и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, отлично справились. А вы знаете, что вокруг нас находится много предметов, вещей, продуктов питания. И у нас возникает желание чем-то обладать, что-то купить, но иногда без этого можно обойтись. Но у нас появляются и потребности это уже то, без чего нам никак не обойтись. И как же понять, что нам действительно нужно, а без чего мы можем обойтись?
Игра «хочу» и «надо».
Задача детей – разделить эти карточки на две группы: «хочу» и «надо».
Желания: конфеты, мороженное, парк аттракционов, компьютер, телевизор, машинка на пульте управления, кукла.
Потребности: продукты питания, свет, вода, дом, тёплая одежда, гигиенические принадлежности.
Воспитатель: Ребята, самое главное, что наши желания не должны и не могут исполнятся сиюминутно. Иногда можно отложить покупку новой игрушки и шоколада, потому что существует более важные вещи. А если чего-то очень хочется, то можно начать откладывать небольшую часть денег и купить потом.
Ворона: А вы знаете куда можно положить деньги? Угадайте, что для этого нужно:
«Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, Хрюшка требуется мне, та что с дыркой на спине»
Дети: Копилка.
Ворона: У вас есть копилки дома? Какие они? На что вы копите? (Дети рассказывают). А Вы знаете что деньги хранят на специальных картах? Такие деньги называются – электронные или безналичные. Пластиковой картой можно расплачиваться в магазине за продукты, одежду, обувь, посуду и игрушки. А также оплачивать услуги за свет и воду. С помощью карты можно снимать деньги, даже когда банк закрыт. Для этого нужен банкомат. Банкоматы можно найти в торговых центрах, супермаркетах.
Детям раздают игрушечные карты, посмотрите, на каждой карте есть чип и номер, вы должны будете придумать пин код из 4 цифр и украсить свою карту, как пожелаете.
Дети придумывают.
Ворона: Пин код нельзя никому сообщать, если кто-то его узнает, то он может забрать ваши деньги. А как правильно обращаться с картой нам расскажет Тетушка Сова.
Демонстрация отрывка мультфильма «Уроки с тетушкой Совой»
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в стране Взрослых дел и теперь пора нам возвращаться в детский сад.
- Заключительная часть.
Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили? Какие бывают деньги? Чем отличается монета от банкноты? А безналичные деньги где у нас хранятся? Все ли можно купить? А на что следует тратить деньги и от чего можно отказаться?