Автор: Цверкун Татьяна Витальевна

НОД для детей средней группы «Что такое деньги?»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:

Образовательная:

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег (бумажные и металлические);

- научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

Развивающие:

- расширять представление об элементах экономики (деньгах, их функциях).

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

- воспитывать уважение к труду и бережное отношение к деньгам.

Оборудование:

Демонстрационный материал: копилка с деньгами, энциклопедия Е.А. Ульева «Откуда берутся деньги»

Раздаточный материал: набор монет и банкнот, бумага, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассмотреть банкноты и монеты, выделить отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой, сюжетно-ролевые игры.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. А вы хотите поиграть? (Ответы детей)

Воспитатель: Отлично. Тогда я предлагаю встать в круг поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс, Всё получится у нас!»

Воспитатель: Нам прислали посылку. Послушайте звуки и попробуйте отгадать, что в ней? (Дать детям потрясти, потрогать)

Дети: (Слушают) Деньги, деньги!

Воспитатель: Надо проверить. Прислал нам зайка копилку, а в ней деньги. А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами? А где вы их видели? А зачем же деньги положили в копилку? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

  1. Основная часть.

Дидактическая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем, я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений, для оплаты услуг, проезда на транспорте; для покупки подарков и т.д.)

Воспитатель: Т.е. деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары и услуги которые им необходимы. А вам интересно узнать какие деньги лежат в копилке? Давайте посмотрим. Рассматриваем сначала монеты. (Круглая, металлическая, звенит), а затем банкноты (бумажная, большая, шуршит)

Воспитатель: Итак, ребята, а сейчас я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Дидактическая игра «Дополни».

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а где же люди берут деньги? Они появляются просто так или растут на деревьях? Правильно, люди их зарабатывают. Я предлагаю сделать закладки для книг, а затем продать их. У нас появятся деньги и мы сможем их потратить. Надо постараться, сделать все аккуратно и красиво, чтобы дороже их продать. Ведь дорого стоит только товар высокого качества, некачественные изделия называют браком, и они ничего не стоят.

Ну вот, у нас уже появился первый клиент (нянечка «покупает» у детей закладки)

Посмотрите, каждый получил определенную сумму, которую теперь можно потратить. Идем в магазин!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у каждого товара есть своя цена, у вас есть деньги, но денег у нас хватит не на всё, поэтому к выбору нужно подойти очень серьезно, и покупать только те товары, цена которых нас устраивает, и выбирать действительно нужные товары. Это может быть один товар, а может быть и несколько.

Игра «Выбери товар».

Магазин «Гастрономчик»

Каждый товар соответствует своей цене. Задача детей - выбрать тот товар, на который хватает денег (это могут быть или продукты, которые очень нужны маме, или конфеты, жевательная резинка и т. д. Подвести детей к итогу - что можно сэкономить и купить на заработанные деньги нужный товар).

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? Поработали вы хорошо, а давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежку мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.


Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы придумываете форму, название и рисуете монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине. После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану. Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы? Как она называется? Что и почему на ней изображено?

  • Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? А что такое деньги? Какие бывают деньги? - Чем отличается монета от банкноты? А теперь давайте поиграем в «Магазин» с деньгами, которые вы придумали.