Автор: Цверкун Татьяна Витальевна

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: обобщить знания детей о Солнечной системе, космических аппаратах, созвездиях.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.
  • Закреплять знания детей о Солнечной системе, планетах и их отличительных особенностях, звездах.
  • Упражнять в обратном счете от 10 до 1 и в составлении слов из разных букв.

Развивающие:

  • Развивать воображение, фантазию, творческую и двигательную активность;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любознательность, чувство эмоционального удовлетворения, воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир.

Оборудование:

Демонстрационный материал: карточки с заданиями, навигационная карта, «Карта Солнечной системы», поле-лабиринт с заданиями и фигурами.

Раздаточный материал: пазл по цифрам, задания «Малая и большая Медведицы», звездочки с буквами, ключи, «Найди пару», медали космонавтам.

ТСО: ноутбук, мультимедийный экран.

Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы. Заучивание стихотворений о космосе. Разгадывание загадок о космосе. Экскурсия в планетарий. Конструктивные игры «Космический корабль».

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вас ждут сегодня удивительные приключения, приглашаю занять места в космическом корабле и отправиться в необычный полет по нашей Солнечной системе.

Наше космическое путешествие начинается и наша ракета стартует со специально оборудованной площадки под названием космодром «Восточный». Он предназначен для запуска различных космических аппаратов. Чтобы наш вылет в космос состоялся, нам нужно много энергии, которую дают различные специальные двигатели.

Эксперимент: реактивное топливо. Надуваем топливные баки (шары) с помощью химической реакции.

Воспитатель: Отлично, наши баки полны. Итак, мы готовы лететь на встречу новым приключениям, начинаем обратный отсчет.

Дети: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 "Поехали"

Танец «Космонавтов»

Если очень захотеть,

Можно в космос полететь.

К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической ракете.

Тех, кого в полет берут,

Космонавтами зовут.

Полететь готов не каждый,

Только сильный и отважный.

А ракета выше дома,

Улетает с космодрома,

Жителям других планет

Передать с Земли привет.

Основная часть.

Воспитатель: Я предлагаю Вам, ребята, посмотреть на карту нашего маршрута и определить куда мы отправляемся.

Дидактическая игра «Собери пазл по цифрам» - дети собирают изображение ракеты на Луне.

Воспитатель: Отлично, вы все справились, а мы как раз прибыли на луну и начинаем прилунение. Предлагаю отправится на прогулку по поверхности спутника. Скажите, кто знает, как же у Земли появился спутник?

Дидактическая игра «Факты о Луне». Каждый ребенок получает звезду с буквой за правильный ответ.

Ребенок 1: Ученые считают, что Луна появилась из осколков какой-то планеты, которая столкнулась с Землей много лет назад.

Воспитатель: Верно, ребята, а что вы еще знаете о нашем спутнике?

Ребенок 2: Сила притяжения на Луне не такая как у нас дома, мы стали очень-очень легкими и можем высоко подпрыгивать. 

Ребенок 3: А еще на Луне не бывает ветра, дождя поэтому следы наши останутся здесь на много-много лет.

Ребенок 4: Первый луноход был сделан и отправлен нашей страной.

Воспитатель: Как много вы знаете. А теперь посмотрите, на ваших звездах есть шифр, давайте попробуем его разгадать и узнаем куда мы отправимся дальше.

Дети складывают звезды и получают слово «МИРА» расшифровывают по навигационной карте. Следующая миссия будет на Марсе. Вводим расшифрованное слово в бортовой компьютер.

Воспитатель: Мы ввели правильный код и теперь наша ракета может взлететь с Луны и взять курс на Марс. А сможем ли мы приземлиться на поверхность планеты?

Ребенок 5: Да, это вторая планета нашей системы с твердой почвой, как на Земле.

Воспитатель: Правильно, а в честь кого названа планета?

Ребенок 6: В честь бога войны, многие планеты названы в честь богов.

Дидактическая игра «Кто из них кто?» Дети соотносят пары (планета и в честь кого она названа)

Воспитатель: Отлично, вот мы и совершили посадку на Марс, это безлюдная и холодная планета. Почва имеет красный рыжий оттенок из-за содержания большого количества железа, здесь не течет вода, а воздух ядовит. Посмотрите, ребята, здесь какая-то плита с изображениями, может это послание или кто-то из предыдущих космонавтов пошутил над нами?

Дети: Мы такие картинки видели на нашей ракете.

Расшифровывают очередной код и вводят его в бортовой компьютер. Следующая остановка - Юпитер.

Воспитатель: (загадка) Посмотрите, за Марсом, по орбите

По собственной своей,

Гуляет вокруг Солнца

Что за большой поток камней.

Дети: Пояс астероидов.

Воспитатель: Нам нужно преодолеть поле, лавируя между космическими глыбами.

Подвижная игра-лабиринт «От Марса до Нептуна»

Звучит космическая музыка, в зал вбегают космические пираты.

Пират 1: Мы с планеты Туами

Лучше б вам не связываться с нами.

Многих здесь мы загубили

Лучше вам бежать скорее.

Пират 2: (шепелявит) Скоро ваша Шелезяка будет наша,

Мы захватим ее и будем делать с ней, что захотим.

Воспитатель: Позвольте, так нельзя поступать. Мы вам не сделали ничего плохого. Мы играем и изучаем нашу Солнечную систему.

Пират 1: Все праздник кончился! УРА!  Разбегайся детвора!

Пират 2: Подождите, это что ж малявки умнее нас?

Дети: Да!

Пират: Надо проверить. Мы отпустим вас, если ответите на все наши вопросы.

Викторина-игра.

Пират: Эх, отпустим вас всех, только сразу летите к себе! Возьмите ключи и больше не появляйтесь здесь.

Под космическую музыку пираты улетают.

Воспитатель: После встречи с пиратами мы сбились с нужного маршрута.

Запись бортового компьютера: Я пытаюсь определить наше местоположение в космосе. Прямо по курсу самая яркая полярная звезда. Я хочу проверить, как вы можете ориентироваться по звездному небу.

Индивидуальное задание. Ориентируясь по положению полярной звезды и созвездия малой медведицы, ребята ищут созвездие большой медведицы и соединяют звезды линиями. Затем определяют по линиям ключевой код.

Воспитатель: Так какая нам нужна медведица? Большая или малая? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Наш путь лежит прямо через созвездие Большой медведицы, Посмотрите, сколько звезд в небе.

Ребенок-Звездочка:

Лишь только вечер наступает,

Мы в небе появляемся,

Заводим звездный хоровод,

С подругами встречаемся.

Танец девочек «Мы маленькие звезды»

Воспитатель: Перед возвращением домой нам осталось посетить последний пункт - международную космическую станцию. МКС - это самый большой космический корабль, размер которого превышает футбольное поле. Он вращается вокруг земли, как луна. На нем находятся различные космонавты, которые там живут, ставят эксперименты и проводят научные опыты. (Демонстрация видео)

Во время стыковки с МКС в нашем бортовом компьютере произошел сбой и он вышел из строя. Чтобы настроить систему ему нужно время, поэтому стыковаться нам придется в ручном режиме.

Подвижная игра «Стыковка»

Воспитатель: Стыковка с МКС прошла успешно.

Космонавт: МКС постоянно находится в состоянии свободного падения, но не подает благодаря высокой скорости. Поэтому люди и предметы на станции постоянно находятся в состоянии невесомости. Хотите попробовать на себе ощутить это состояние? (Ответы детей)

Игра малой подвижности «Невесомость»

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: Все приключения остались позади и пришло время взять курс на Землю. Теперь можно спокойно насладиться космическим полетом. Но бортовой компьютер так не считает. Для построения обратного маршрута ему нужна дополнительная информация, чтобы ее получить нам нужно вспомнить где мы сегодня были и что узнали.

Дидактическая игра «Карта Солнечной системы»

Воспитатель: Поздравляю, вы умнички и успешно выполнили космическую миссию. Теперь мы с триумфом возвращаемся на родную Землю.

Танец «Непохожие»

Воспитатель: Очень надеюсь, что путешествие было веселым и познавательным. Пришло время получать награды, которые вы найдете на спинках ваших сидений.